Французский фотограф, филантроп и коллекционер снова в Москве
Фотографа, коллекционера, филантропа и бизнесмена Жана Пигоцци невозможно остановить. В свои 62 года он бежит вперед со скоростью света и жаждет делать что-то новое каждый день
Неугомонный француз Жан Пигоцци — довольно частый гость в Москве, однако, за два или три года с ним успевает произойти огромное количество событий. Казалось бы, совсем недавно, в 2011 году, он открывал выставку фотографий в Мультимедиа Арт Музее, а теперь вновь приехал в Россию — Пигоцци показал свои снимки с закрытых парижских вечеринок и новую коллекцию марки LimoLand на вечеринке Martell Paris Style Apartment.
За несколько часов до мероприятия нам удалось встретиться с Жаном Пигоцци и поговорить с ним об искусстве, фотографии и жизни. Его стремление успеть везде и всюду моментально бросается в глаза — Пигоцци живо интересуется Международной Биеннале молодого искусства, новой выставкой Вима Дельвуа, в тот день открывавшейся в ГМИИ имени Пушкина, и надеется забежать на эти два вернисажа до начала вечеринки.
Ваша первая крупная выставка прошла ровно сорок лет назад. Как вы попали в парижский Музей современного искусства?
Я начал делать портреты, когда учился в Гарварде. Бегал повсюду с огромным полароидом, снимки с которого нужно было ждать по двадцать минут. Я заставлял людей сфотографироваться, подписать кассету прежде, чем снимок проявится, и убегал прочь. На основе моих ранних фотографий и была организована весьма успешная выставка в MaM.
Что вы теперь привезли в Москву?
В Доме Спиридонова я покажу новую коллекцию LimoLand, а также выставку фотографий, которые я сделал в Париже за последние 20 лет.
О вещах LimoLand вы говорите как об одежде счастья. Она яркая, жизнерадостная. Как вы можете описать мужчину, который ее носит?
Она подойдет любому мужчине, кроме, разве что министра финансов. LimoLand понравится архитекторам, работникам кино и телевидения, а также многих творческих сфер. Посмотрите вокруг и найдите кого-нибудь в галстуках. А, нет, есть один. Дело в том, что мужчины все реже надевают костюмы и все чаще — яркие вещи. Думаю, теперь они освобождены от того, чтобы в основном носить черный и голубой, и, покидая офис в семь часов вечера, могут одеваться так, как будто едут на курорт. У меня есть вещи как для взрослых мужчин, так и для молодежи старше 20 лет.
выбор искусства в интернете — почти то же, что покупка одежды в онлайн-магазине.
Вы слушаете африканскую музыку, работая над своей одеждой. Вы также много лет коллекционируете африканское искусство. С чего это началось?
Моя страсть к Африке началась двадцать пять лет назад. В Париже была огромная выставка, организованная центром Помпиду, она называлась The Magicians of the Earth. На ней были показаны предметы современного искусства со всего мира, в том числе из стран Африки, Индии, Америки. Увидев несколько работ африканских художников, я был настолько потрясен, что начал коллекционировать местное искусство. Прежде я думал, что африканское искусство — это какие-нибудь деревяшки и кусочки золота, которые выставлены в музее.
Теперь вы всерьез увлеклись японским. Почему?
Я смотрю на работы молодых японских художников, которым лет 25-30 и чувствую, что у них очень интересный взгляд на мир. Меня также впечатляют превосходные художественные техники, которым они обучаются в школе. Что интересно, в моей коллекции много женского искусства. Для сравнения, в африканском собрании его лишь 2 %. И, признаться, я нахожу японское искусство гораздо более интересным, чем китайское.
Сейчас некий бум на китайское искусство, или это, скорее, миф, который все больше раздувают?
Прежде всего, стоит понимать, что Китай — огромная страна, где живет 2 миллиарда людей, и где очень-очень-очень много богатых, которые строят большие дома. Япония — это 100 миллионов человек и их крошечные жилища. Стоит отметить, что экономика Японии последние 10 лет не так уж успешно развивается.
Африканское искусство продвигается вперед медленно, потому что местные жители его не покупают. Они лучше потратят деньги на особняк или большущие часы Rolex, чем отдадут 200-300 долларов за картину. Но, думаю, это вопрос времени, и через 20-30 лет все будет по-другому.
Что в целом вы думаете о современном искусстве и переменах, которые в нем происходят?
Я всегда смотрю далеко в будущее и не так уж интересуюсь прошлым. Поймите меня правильно: я люблю Гогена, Ренуара, Матисса, но самым интересным для меня всегда было то, что впереди. Я инвестирую деньги в высокие технологии и чувствую, что принадлежу к поколению, которое должно всегда находить что-то новое.
На этой неделе стало известно, что основатель арт-инициативы Google Art Project мечтает включить в свой проект Сикстинскую капеллу. Что вы об этом думаете?
Google Art Project — это здорово, потому что ребенок, живущий в Сибири или Конго, например, может получить любую информацию об искусстве, науке, и я всеми руками "за", чтобы искусство перешло в интернет. Еще несколько лет назад в таких регионах не было толком ни информации, ни книг, а теперь провинциальные жители, возможно, смогут "побывать" даже в Сикстинской капелле.
Интернет хорош для развития искусства еще и тем, что любой человек может выложить туда свои работы и получить шанс быть открытым широкой публике.
А как насчет онлайн-платформ по продаже искусства?
Я являюсь инвестором крупной арт-платформы Saatchi Art, которая собирает работы более чем 100 тысяч художников, в том числе русских, и работает примерно в 80 странах. Думаю, такие платформы — всегда хорошая идея. Сначала, конечно, людям непривычно. Но, по-моему, выбор искусства в интернете — почти то же самое, что покупка одежды в онлайн-магазине.
"Мы подружились с Уорхолом, и я часто звонил ему по телефону из своей комнаты в Гарварде"
Если вы интересуетесь, например, шотландским искусством и живете в Москве, то вам больше не нужно лететь в местные галереи, чтобы приобрести очередную работу в свою коллекцию. Это хорошо и для предпринимателей, и для самих художников, которым не так-то просто найти галерею.
Как вы познакомились с Ларри Гагосяном, самым влиятельным галеристом в мире? Он вышел на вас или вы на него?
Ни то, ни другое. Мы встретились у Чарльза Саатчи и постепенно стали хорошими друзьями. Позднее я выпустил свой каталог-резоне, и мы с Ларри открыли выставку моих фотографий. На следующий год мы организовали еще одну.
За свою жизнь вы встретили огромное количество знаменитостей. С кем из них знакомство оказалось самым странным?
Могу сказать, с кем оно оказалось самым интересным. Первым по-настоящему знаменитым человеком, с которым мне довелось познакомиться, был Энди Уорхол. Мы с ним подружились, и я часто звонил ему по телефону из своей комнаты в Гарварде — тогда, в 1970 году, я еще был студентом. Я лишь однажды видел, как Энди рисует, и этот момент он отразил в своих мемуарах. Уорхол написал в них что-то вроде: "Я так счастлив от того, что Жан приехал меня навестить, потому что, как видите, иногда я все же рисую".
Еще одной знаменитостью, которую мне довелось встретить в 1970-х, был Мик Джаггер. Замечательный человек. Я встретил Мика вместе с его первой женой Бьянкой.
Кого вы можете назвать своим образцом для подражания?
Своего отца. Правда, он умер, когда мне было двенадцать. К счастью, в моей семье были взрослые мужчины, которые подавали мне пример. Особенное место для меня также занимали английский бизнесмен Джеймс Голдсмит и фотограф Хельмут Ньютон. Важным человеком в моей жизни стал Ахмет Эртегун, парень из Турции, который основал звукозаписывающую компанию Atlantic Records. В середине 1970-х мы с ним близко подружились, и он научил меня трем очень важным вещам: 1. Бизнес может быть веселым. 2. Никогда не появляйтесь в офисе раньше 12-ти часов дня. 3. Женщины любят секс.
Над какими проектами вы работаете сейчас?
Их огромное количество. Один из самых интересных — ТВ-шоу в Америке под названием "Мои друзья зовут меня Джонни". Это будет интервью-шоу, в котором известные люди беседуют с неизвестными.
На какие ярмарки вы чаще всего ездите?
Обычно я езжу на Art Basel в Майами и часто бываю на основном Art Basel в Базеле, люблю лондонскую Frieze. У меня очень специфические предпочтения: я покупаю на ярмарках только японское и африканское искусство, которого всегда очень мало.
В вашей коллекции есть русское искусство?
Да, но совсем немного. У меня есть, например, две видеоработы, которые я приобрел в галерее Айдан Салаховой. Мне, кстати говоря, очень нравятся видеоинсталляции группы AES+F, пусть у меня их пока и нет. То же самое с фотографиями Александра Родченко, я в восторге от них.
Какая у вас мечта?
Жить полной жизнью и каждый день узнавать что-то новое.
Другие истории
Подборка Buro 24/7