11-ая биеннале в Шардже

Мария Байбакова рассказывает об арт-мире на Востоке

Мария Байбакова

В отличии от большинства россиян, приезжающих в Дубаи за солнцем, морем и скидками в моллах, я воспринимаю эмираты как культурный отдых. Для меня ОАЭ – это, в первую очередь, стремительно развивающийся арт-мир, ставший новым центром культуры всего Ближнего Востока. 

Немного предыстории: вот уже 22 года эмират под названием Шарджа устраивает биеннале современного искусства. С тех пор как дочь эмира Шаджи шейха Хур аль Касими взяла на себя роль главы Sharjah Art Foundation в 2004 году, биеннале стала местом встреч ведущих представителей арт-мира. Два года назад 10-ая биеннале попала на первые полосы изданий всего мира из-за молниеносного увольнения главного куратора Sharjah Art Foundation Джека Персекиана – высокопоставленному гостю эмира не понравилась одна из работ, якобы оскорбляющая его конфессию. Увольнение Персекиана мало кто поддержал: художники объявили бойкот, пресса уличила правительство Шарджи в жестокой цензуре и чрезмерном вмешательстве в искусство.

Обвинители часто игнорируют один факт: в арт-мире приходится выбирать стороны. Хур — моя близкая знакомая и сверстница, и я могу представить, что значит делать хорошие выставки под двумя прицелами — общественности и собственного отца. Все становится еще драматичнее, если принять во внимание тот факт, что твой папа – глава ультраконсервативного государства. Джек Персекиан – профессионал, который вложил свою душу в биеннале. Именно он "нанес Шарджу на карту мира" благодаря качеству программы, помогал Хур на каждом шагу. Наверное, именно поэтому его увольнение было таким болезненным. Оно произошло внезапно, без "спасибо". После случившегося  посторонние участники арт-мира встали перед непростым выбором: либо смириться с реальностью ситуации и дальше поддерживать Хур, либо присоединиться к расстроенным художникам и больше не посещать бренную Шарджу.

Его Величество Султан бин Мухамед Аль-Касими с дочерью шейхой Хур аль-Касими и Джек Персекиан

С тех пор прошло два года, и вопрос остался по-шекспировски открытым: to go or not to go. На Art Basel Miami Beach я общалась с моими друзьями с Ближнего Востока Абдулла и Алией (с которыми я состою в попечительском совете ярмарки Art Dubai), мы вместе решили, что я поеду. Прибыв в Шарджу, я преследовала сразу несколько целей: поддержать подругу, ее проект, а косвенно и весь регион, ведь после переменчивых успехов Арабской весны художники от Египта до Сирии еще сильнее нуждаются в арт-институтах.

Мария Байбакова, Абдулла Ал Турки и Алия ал Сенусси

Должна сказать, что 11-ая биеннале превзошла все мои ожидания. За эти два года Хур создала уникальные выставочные пространства. Что примечательно, по всему региону (Катар, Абу-Даби и другие) музеи строятся на пустырях, "from the ground up", звездными архитекторами, а временные выставки проходят в конференц-залах отелей. Хур поступила иначе: вместо одного мега-музея, она решила построить много маленьких пространств в исторических зданиях, тем самым сосредоточив внимание гостей на культуре своей родины. Благодаря этой политике у биеннале появился свой колорит – ведь подобных пространств для искусства больше нет нигде.

Новые выставочные залы в Шардже

Благодаря новым постройкам биеннале разрослась таким образом, что сам процесс её посещения стал событием для гостей выставки. Приехав на биеннале, вы не сможете избежать пеших прогулок и общения с народом. Чтобы не сбиться с пути, я спрашивала каждого сидящего на скамейке с чашкой чая мужчину (женщин там на улиц практически нет), где находится тот или иной арт-проект.

Лично на меня посещение биеннале навеяло воспоминания о детстве во дворах летней Калуги, где наши азербайджанские соседи весь день сидели во двориках и "перетирали кости" прохожим. Кстати, взаимоотношение "Москва-Калуга" примерно такое же, что и "Дубай-Шарджа" – может, надо срочно ехать в Калугу и организовывать там биеннале?

В своем кураторском тексте 11-ой биеннале Юко Хасэгава очень точно описала "культуру дворов", которая соответствует моему интуитивному восприятию увиденного:
"В дворах по всему миру скрыт большой потенциал. Эти пространства — сосредоточение символов культурного наследия, накапливаемого веками. Они возникли при великих цивилизациях, оказались в застое в государствах переходного периода. Под натиском глобализации и непрекращающегося культурного и социально-экономического обмена Восток намерен развиваться, не теряя идентичности."

По сути, художники, архитекторы и остальные участники 11-ой биеннале анализируют феномен двора, пересматривая приверженность заданной системе знаний. В действительности, какое значение имеет двор? Биеннале показывает нам: мы сами создаем свою историю. 

Несколькими работами, символизирующими данную идею, я хочу с вами поделиться:

Апичатпонг Вирасетакул и Чай Сири, Таиланд. Dilbar, видео, 2013 
Фильм рассказывает о строителе из Бангладеша, работавшем на стройке новых выставочных пространств в биеннале

Ваэль Шауки, Египет. Dictums 10:120, перфоманс-работа, 2011-2013
Рабочие, приехавшие в эмираты, мелодично читают кураторские тексты предыдущей скандальной 10-ой биеннале. 

Шилпа Гупта, Индия. "Кто-то еще – библиотека из ста книг, написанных анонимно или под псевдонимом", 2011

Шилпа Гупта собрала коллекцию из книг, опубликованных анонимно или под псевдонимом и воссоздала обложки из металла. На каждой обложке указана причина, почему автор отказался от идеи писать свое настоящее имя. Эта работа также напоминает зрителю о цензуре и общественных предрассудках, которые давно пытаются противостоять художественным начинаниям

Мне лично понравилась обложка книги "За маской, или о власти женщины". Автор решила опубликовать произведение под мужским псевдонимом Барнард, желая избежать дискриминации и осуждений со стороны патриархального общества. 

Тило Франк, Германия. "Бесконечный камень", инсталляция, 2013 (вид снаружи)
Большая зеркальная инсталляция заставляет человека потерять ощущение границ пространства. Качели способствуют потери ориентации, и все что окружает посетителя становится отражением его физической рефлексии.

Тило Франк, Германия. "Бесконечный камень", инсталляция, 2013 (вид внутри)

Фрэнсис Элис, Мексика. "Не переходи мост, не дойдя до реки", фрагмент инсталляции, 2008
Бельгийский художник исследует Гибралтарский пролив, разделяющий Европу и Африку, и задается вопросом: до какой степени дойдут отчуждение двух континентов, вызванное ограничениями и географией 

Таус Махачева, Россия. "Гамутл", кадр из видео, 2012
Таус Махачева показывает красоту своего родного Дагестана, поднимая зрителя выше политического контекста

11-ая биеннале в Шардже продлится до 13 мая.

Мария Байбакова

01.04.13, 11:30

  • Фото: Haupt & Binder, Sharjah Art Foundation, artforum.com, e-flux.com, harjahart.org