Первого июня в Москве в рамках смягчения режима карантина заработали книжные магазины. Совсем недавно они открылись в Испании и Италии. А первым большим культурным событием в стране после пандемии станет не концерт или модный показ, а книжный фестиваль «Красная площадь», который пройдет (разумеется, с соблюдением всех мер предосторожности) в Москве в день рождения Пушкина, 6 июня.
Это важный и нужный тренд, сразу по многим причинам. Книги всегда были для нас символом лучшего — культуры, стремления к знаниям, саморазвития, неравнодушия. И даже с появлением ридеров и приложений для чтения бумажные книги и сама атмосфера магазинов и магазинчиков не утратила своего значения. Мы приходили туда не только за очередным бестселлером или подарком на праздник — мы открывали для себя особый мир, где рядом, на полках, стоит прошлое и настоящее, где можно встретить единомышленников, набраться энергии.
Книги не переставали выпускать даже в страшные годы Великой Отечественной войны, а на линии фронта работали передвижные библиотеки.
Пандемия ощутимо ударила по книжному делу — из-за закрытия магазинов издатели потеряли 6,8 миллиарда рублей, а по итогам года потеряют не менее 15 миллиардов, и это по самым оптимистичным прогнозам. Терпят убытки и магазины: многие из них всерьез опасаются, что после снятия карантина просто не смогут удержаться на плаву. Потому именно сейчас так важна наша помощь. Да, книги, тем более бумажные, — это не насущные хлеб или аспирин, но это тот свет, которому нельзя позволить погаснуть.
Каждый из нас может, экипировавшись маской и перчатками, зайти в большой или маленький магазинчик и купить несколько томов. Как знак поддержки и дань уважения, как благодарность, как символ того, что мы переживем и пандемию, и кризис, не утратив главных ценностей. Ведь, цитируя недавно прочитанные мной «Книжные магазины» Хорхе Карриона, «книжный магазин способен восстановить социальную и экономическую ткань того места, где находится, поскольку представляет собой чистое настоящее, ускоренный двигатель измерений».
Какие еще книги посвящены этой теме?
Цитата:
«Когда я вижу читающего ребенка, углубившегося в книгу и не видящего и не слышащего ничего вокруг, то во мне загорается надежда на благополучное будущее книготорговли».
Автор записок — владелец букинистического магазина в шотландском городе Уигтаун, и уж он-то не понаслышке знает обо всех радостях и трудностях книжного бизнеса. Первые перевешивают, но это не отменяет здоровой иронии в адрес специфических покупателей или ворчания по поводу электронных книг.
Цитата:
«Девочка (тыкает в комод у одного из книжных шкафов): А можно через него попасть в Нарнию?
Продавец: К сожалению, вряд ли.
Девочка: Ой. Наш гардероб дома тоже так не работает.
Продавец: Нет?
Девочка: Нет. Папа говорит, это оттого, что мама его купила в «ИКЕЕ».
Случайно подслушанные разговоры — особенный жанр. А уж если действие происходит там, где продаются книги! Все абсурдные, трогательные до слез, нелепые и странные диалоги из подборки — самые настоящие. Есть как международная часть, так и собранная в наших магазинах — с очень узнаваемыми реалиями.
Цитата:
«Вспомнила, почему вообще решила купить книжный магазин. Мне хотелось отодвинуть в сторону взрослые заботы и просто читать вслух детям, но как только заканчивалась глава, я включила деловой режим и занялась родителями — стала рекомендовать им книги. И кое-кто книги купил, а сияющие лица их детей подействовали на меня как бальзам на душу. Нет ничего страшного в том, что я и сама подсела на „наркотик“, которым торговала».
В этой легкой истории книжный — даже не магазин, а так, небольшой фургончик — становится идеальными декорациями для любовных переживаний. Здесь есть старинные книги и вкусный кофе, а его хозяйка Мэделин сама пишет роман и периодически организует встречи книжного клуба с чтением классики. И, конечно, влюбляется и разочаровывается — в чем угодно, но только не в своем призвании.
Цитата:
«Ходить на свидания — все равно что начинать новую книгу. Сначала трепет. Ты спрашиваешь себя: что я ищу в книге? В каком я настроении? Что читают мои друзья? Много ли у меня работы, есть ли у меня время, которое можно посвятить какой-нибудь „Войне и миру“, или я ищу что-нибудь полегче, может, что-то вроде „Автостопом по галактике“? Следом приходит ослепительная надежда. Ты наконец выбрала книгу, и настроение чертовски хорошее. Ты заварила чашку чая, раскинулась на диване, обогреватель включен на максимум. Книга аккуратно лежит у тебя на коленях, и ты вся загораешься от возможностей, которые она обещает».
Еще одна романтическая история, в центре которой — продавщица книжного и по совместительству пылкая любительница классики. После прочтения хочется записать в блокнот половину тех книг, что упоминаются на страницах, и прочитать или перечитать их. А поклонники Джейн Остин будут рады найти десятки аллюзий к «Гордости и предубеждению», которыми пронизаны отношения главных героев.
Цитата:
«Книги могут пробудить в человеке желание жить. Они вызывают сдвиги в сознании, которые потом могут заставить человека сдвинуться с места. Какая тесная близость существует между читателем и книгой! Каждый человек во время чтения может дать свету мысли играть огоньками в гранях слов, на которые падает взгляд, может позволить своему воображению странствовать. Он волен задержаться на каком-то слове, помедлить над какой-то фразой и даже уснуть над ней».
Книги не только отвлекают и развлекают, они способны помочь нам в трудный момент, дать совет и поддержать. Натали переезжает из шумного Парижа в тихий Юзес, покупает книжный магазинчик и становится не просто продавцом, а библиотерапевтом. Книги, которые она подбирает, исцеляют разбитые сердца, мирят отцов и детей, зажигают веру в себя. Никакого волшебства — просто магия литературы.
04.06.20, 15:17
Другие истории
Подборка Buro 24/7