7 книг, которые помогут разобраться в происходящем в мире — и в себе

О кризисах, критическом мышлении и природе человеческих поступков


«12 правил жизни: противоядие от хаоса»,

Джордан Питерсон

Джордан Питерсон — клинический психолог, профессор психологии в Университете Торонто, занимающийся исследованиями идеологии, религий, тоталитарных систем, личности и сознания. Он написал три книги, но начать лучше именно с этой. Его 12 правил жизни — или даже заповедей — сформулированы предельно просто. Например: стремитесь к тому, что наполнено смыслом, а не к тому, что выгодно. Говорите правду или хотя бы не лгите. Цитируя Сократа и интерпретируя Священное Писание, Питерсон призывает принять ответственность за свою жизнь — и таким образом усмирить хаос.

«Нет добродетели в том, чтобы быть жертвой угнетателя, даже если этот угнетатель — мы сами».


«Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900–1917»,

Михаил Зыгарь

Биография российского общества, написанная политическим журналистом Михаилом Зыгарем. Заслужила хвалебные рецензии Владимира Познера и Бориса Акунина. Это не учебник по истории, а по-болезненному живое повествование: есть риск забыть, что люди на страницах — реальные, так же, как и их губительные для России действия. Объяснит, почему гибнут империи и зарождаются революции и как принимались решения, от которых буквально зависело чье-то будущее и наше настоящее.

«Постфактум история всегда выглядит очень логично. Задним числом прослеживается замысел, разоблачается заговор, видна злая или добрая воля. Но, если пытаться проживать историю шаг за шагом, день за днем, вместе с ее участниками, стройные концепции рассыпаются. Ничто не выглядит предрешенным. Все герои все время ошибаются. Никто не может предугадать будущее даже на пару дней вперед. Никто не может спланировать даже собственную жизнь — потому что обстоятельства все время меняются, а от тебя как будто ничего не зависит».


«Постправда. Знание как борьба за власть»,

Стив Фуллер

Будет полезна и интересующемуся читателю, и специалистам в области политологии и социологии. Автор книги — Стив Фуллер, современный философ, профессор Уорикского университета в Великобритании — утверждает, что истина является социальным конструктом. В качестве доказательств — примеры из древней и современной истории. Готовьтесь к настоящей тренировке для разума. И к тому, что будете смотреть на политические процессы более пристально и под новым углом.

«В обществе, которое становится все более демократическим, запас активного внимания остается таким же ограниченным, как и ранее, однако теперь люди считают, что, если к ним на деле относятся как к простакам, это немногим лучше того, чем если бы их открыто считали идиотами».


«Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»,

Нассим Николас Талеб

Нассим Талеб — американский публицист и доктор философии — известен своими рассуждениями о кризисах и предсказаниями больших мировых потрясений. Талеб популяризировал термин «черные лебеди» — так называют редкие, труднопрогнозируемые события, которые влекут за собой значительные последствия. И он же предлагает противоядие от них и от возникающего перед ними страха — «антихрупкость», то есть устойчивость к кризисам и способность эволюционировать в сложное время. Как этого достичь — рассказывает в этой книге.

«Когда вы действуете методом проб и ошибок, случайность уже не совсем случайна, поскольку появляется на рациональной основе: вы используете ошибку как источник информации. Если всякая проба дает вам сведения о том, что не работает, вы яснее видите правильное решение — а значит, каждая попытка становится более ценной и вы воспринимаете ошибки скорее как издержки. По пути к результату вы, конечно, совершаете массу открытий».


«Как работает пропаганда»,

Тамара Эйдельман

Что такое пропаганда: цель или средство? Как вырабатывать к ней устойчивость? И, главное, чем она губительна для общества? Российский историк Тамара Эйдельман наглядно отвечает на эти вопросы с помощью примеров из разных стран и времен. И дает рецепт: как читать новости в эпоху постправды и распознавать манипулятивные приемы СМИ.

«Психологи давно заметили: чем более напряженная и нервная обстановка в городе, стране или мире, тем больше люди склонны искать врагов, и в этой ситуации те, кто не похож на других, легче всего вызывают подозрение. Это дает власть имущим прекрасную возможность — объяснить, что в проблемах страны виновата не власть, не разваливающаяся экономика, не коррупция, а вот эти "они", те, кто хотят нам вредить, — американцы, масоны, евреи, коммунисты, тамплиеры».


«Большие долговые кризисы. Принципы преодоления»,

Рэй Далио

Рэй Далио — американский миллиардер, инвестор и управляющий хедж-фондом Bridgewater Associates, «Стив Джобс инвестирования». Эта книга — для владельцев бизнесов, инвесторов, финансистов, руководителей и тех, кто хочет разобраться: из чего состоит долговой цикл, как происходят экономические кризисы и возможно ли быть к ним готовым. По факту — большой труд с аналитикой и детальным разбором кризисов разных стран.

«Люди с высокой финансовой ответственностью чаще всего не любят долгов, и эту позицию я разделяю. Я согласен, что занять немного лучше, чем занять много. Однако со временем я узнал, что это не обязательно так, особенно для общества в целом (в отличие от отдельных его членов), потому что властные структуры имеют доступ к рычагам, которые недоступны отдельным лицам».


«Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки»,

Роберт Сапольски

Большой увлекательный труд про природу человеческих поступков. Роберт Сапольски, нейробиолог и приматолог, рассказывает про работу мозга и отвечает на сотню спорных вопросов. Например, в чем разница между прощением и примирением. Или — существует ли свобода воли. В итоге он помогает увидеть связь между биологическими и социальными и культурными аспектами, которые формируют нас как личностей и весь мир вокруг.

«Создайте правильные социальные условия и при увеличении уровня гормона люди помчатся, обгоняя друг друга, совершать добрые поступки. В нашем мире, где агрессия мужчин встречается на каждом шагу, проблема не в том, что тестостерон увеличивает агрессивность. Проблема в том, как часто мы эту агрессию поощряем».