Марина Добровинская выпустила первый путеводитель из грядущей авторской серии, посвятив его Парижу и выбрав в авторы Алексея Тарханова — французского корреспондента издательского дома «Коммерсант» и нашего колумниста. Мы попросили Алексея рассказать, чем «Арт-Париж» отличается от других путеводителей и почему у издания такой маленький тираж. Сказанное иллюстрируем отрывком о «Городе в раме искусства»
Вышел первый путеводитель из авторской серии Марины Добровинской, посвященной искусству главных городов мира. Он называется «Арт-Париж» и рассказывает о музеях, галереях, художественных событиях французской столицы. Впереди — Берлин, Брюссель, Вена и другие города.
«Эти города в моих путеводителях выбраны неслучайно. Все они стали частью моей жизни. В некоторых я подолгу жила, в другие я просто влюблена и готова посещать их снова и снова, — говорит Марина Добровинская. — Эти книги послужат вам не только арт-навигаторами. Они помогут прожить несколько дней в новом городе так, как будто бы он вам знаком — окружив себя историей, искусством и дизайном. Вы сможете сходить в музеи, на выставки или в галереи, на ярмарки и в антикварные лавки. Вы остановитесь в одном из найденных для вас отелей, вы посетите выбранные для вас рестораны, приобретете прекрасные альбомы по искусству в подобранных для вас книжных магазинах или примете участие в аукционах».
Речь идет о дорогом подарочном издании, но отнюдь не игрушке, а полезной книге. Крошечный авторский тираж, никаких фотографий, только иллюстрации весьма известного местного художника: к примеру, Париж рисовал Жан-Мишель Отоньель, Брюссель проиллюстрировал Вим Дельвуа. К тому же это пропуск в несколько мест, куда так просто не попасть. По его предъявлению раскрываются разные двери, закрытые для посторонних.
«Эти интереснейшие места вы сможете теперь посетить, предъявив путеводитель при визите, о котором вы договоритесь, — объясняет Добровинская. — Теперь вы понимаете, почему мы издаем их столь ограниченными тиражами. Счастливых билетов не может быть много».
Текст каждой из книг подготовлен жителем города, журналистом, искусствоведом, историком. «Арт-Париж» написан французским корреспондентом «Коммерсанта» и постоянным автором Buro 24/7 Алексеем Тархановым. Он знает город еще с тех времен, когда готовил гид «Афиши», выдержавший 16 переизданий. Публикуем отрывок из путеводителя и ждем выхода новых.
«Город в раме искусства»
Художественная слава Парижа — отчасти вымысел. Сладкое воспоминание о том времени, когда столица художников, музеев, галеристов и маршанов командовала миром искусства. Сейчас город состарился, немного обеднел, чуть потерял кураж. Многие галереи закрылись, матерые галеристы сбежали от налогов и социалистов — кто в соседнюю Бельгию, кто в далекую Америку. Это истинная правда.
Но значит ли это, что Париж нам более не интересен? Ни в коем случае. Это возмутительная ложь. Мало того что и оставшегося в Париже искусства хватит на четыре Москвы. Мало того что затишье всегда обещает грозу и те же сетования на отток свежей художественной крови встречаешь в журналах позапрошлого века у авторов, которые не заметили Пикассо, прозевали Матисса, посмеялись над Дюшаном.
Это ведь только кажется, что Париж давно известен, описан, классифицирован, что давно перечислены все норки, где в нем обитает искусство. Он необъятен, стоит лишь отойти на шаг от обязательной программы и увидеть еще и другие, пусть не самые знаменитые, но ничуть не менее интересные места и музеи. Они меньше, неожиданнее, и впечатления от них сконцентрированы и потому особенно сильны.
Это ведь только кажется, что Париж давно известен, описан, классифицирован, что давно перечислены все норки, где в нем обитает искусство
Есть множество тайных и явных мест, выставочных залов или галерей, за которыми надо внимательно следить, потому что именно там происходят самые важные выставки. Есть чрезвычайные художественные события, которые нельзя пропускать — особенно если они происходят лишь раз в год, а то и в два. И нельзя судить об этом только по рассказам. Лучшее всегда обнаружит тот, кто умеет видеть, не ленив и не во всем верит чужим мнениям. Особенно тогда, когда эти мнения предлагает автор гида. Ведь так или иначе, он находится в плену собственных вкусов и никогда этого не скрывает.
Вы спросите, зачем же нам тогда путеводитель? Мы разберемся сами, не маленькие. Но именно это и доставит автору наибольшее удовольствие. Возьмите в руки этот парижский список и начните его дополнять. Здесь есть пятьдесят музеев. Пройдя по ним, найдите пятьдесят второй, который понравится вам больше всех. Перепробовав десять отелей, остановитесь в неизвестном мне одиннадцатом. Считайте, что эта книга всего лишь ключ к городу, приглашение в него войти, а дальше вы сможете сами выбирать свои маршруты, о которых никто не расскажет лучше вас.
Очень важно заранее знать, что вы увидите, но еще важнее увидеть что-то с наивно открытыми глазами и почувствовать, что вам захотелось об этом узнать. Прекрасен не тот экскурсовод, который глушит нас сведениями и датами, а тот, кто бросает нам узелки, которые нам самим будет потом любопытно распутать. Нет сейчас ничего, что могло бы быть тайной искусствоведов, а если такие тайны и существуют, то ровно потому, что они нам не интересны. Все обо всем известно, тома историй искусств, по которым учились старшие поколения, ушли с профессорской полки в сеть. Все доступно, но по-прежнему роскошью остается собственное впечатление. Только оно сейчас интересно. Только за этим стоит ехать в Париж, гда вас ожидает удивительное ощущение жизни внутри картины, фильма, инсталляции. Этот город, подуставший от самого себя и от накопленного здесь груза художественных ассоциаций, стал настоящим реди-мейдом, огромным произведением искусства, которое можно и даже нужно топтать ногами.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7