Настя, разберись: что не так с попыткой совместить феминизм и психологию в новом сериале «Кинопоиска»

 

Вышел сериал «Настя, соберись» о девушке-дизайнере и пяти ее внутренних «я». Трейлер обещал зрителю что-то вроде пиксаровского мультфильма «Головоломка», только в российских реалиях и с более запутанным сюжетом. BURO. посмотрело первые серии и рассказывает, почему идея сериала пока кажется интереснее ее реализации.

 

Мы встречаем Настю (Любовь Аксенова), как сказал бы Чак Паланик, в странный период ее жизни: буквально за несколько дней она теряет работу, мужа и лучшую подругу. Оставшись с разбитыми мечтами, заблокированной картой и карнавальным сомбреро, Настя понимает, что одной тут точно не справиться. И вспоминает про своих субличностей — вымышленных женщин, которые живут у нее в голове.

Всего их пять: чуть поменьше, чем у Билли Миллигана, но достаточно, чтобы ежедневно сводить Настю с ума. Самая главная из пяти — Сестра (Рина Гришина). Уверенная и боевая, она заправляет всеми остальными личностями, ставит на первое место карьеру и не любит, когда ее мнением пренебрегают. Алла Кирилловна (Светлана Камынина), напоминающая то ли маму, то ли школьного завуча, знает все народные мудрости и отвечает за рационализм. Есть еще Богиня (Алина Алексеева) — главная по красоте и женственности, Хозяюшка (Юлия Гришаева), которая пристально следит за «часиками» (они, кстати, уже тикают), и Бусинка (Ева Смирнова) — маленькая заводила и авантюристка. Каждая из них занимает особое место в Настином подсознании и борется за первенство.

 

 

«Настя, соберись» — дебютный проект Веры Смолиной, учившейся режиссуре в Америке и в Московской школе кино у Александра Попогребского и Бориса Хлебникова. Над сценарием работали семь человек под руководством Константина Майера («Толя-робот», «Физрук») и Николая Куликова («Экипаж», «Легенда 17»), но есть ощущение, что общего у его авторов было примерно столько же, сколько и у экранных субличностей. Начав с дерзкого диалога на работе в первой серии, Настя скатывается в банальности, как только узнает об измене, а ее внутренние «я» в гневе сыплют фразочками вроде: «У вас греча, а у нас тут сеча». Слоган сериала призывает «любить себя всех», но главная героиня и не испытывает неприязни ни к одной из своих «мини-Насть»: пока все ее проблемы возникают из-за ее окружения, состоящего сплошь из шовинистов и лжецов.

 

 

По трейлеру можно предположить, что «Настя» — долгожданный ответ однотипным женским образам и бесконечным тестам «Кто ты из „Секса в большом городе“?», четко разделяющим женщин на карьеристок и домохозяек, светских львиц и серых мышек, проституток и пуританок. Вот она — новая героиня, независимая от стереотипов, не вписывающаяся в стандарты и празднующая свою индивидуальность. Но Настя на самом деле такой не является (по крайней мере, в первых сериях). Все ее субличности доведены до карикатурности, поэтому, когда кто-то из них получает контроль над ее головой, Настя начинает вести себя в соответствии с образом: если она Сестра — значит, обязательно хамоватая и одержимая работой, если Хозяюшка — ласковая, в фартуке и с кастрюлей, если Богиня — на каблуках и в антураже а-ля спальня Диты фон Тиз. Она не совмещает все стороны своего характера, а выбирает удобную в зависимости от обстоятельств.

 

 

Гораздо лучше с принятием себя справился предыдущий проект Майера и Куликова «Я худею». Там у героини Саши Бортич изначально была серьезная претензия к себе, с которой она разделалась без всяких внутренних голосов и с долей иронии. «Насте» же не хватает ни подобного юмора, ни химии между героями: подобно своим персонажам, актеры просыпаются, лишь когда приходит их черед управлять Настей, и снова отстраняются, когда у руля становится кто-то другой. Не добавляет свежести и формат, в котором существуют субличности — статичные декорации, напоминающие не то театральную сцену, не то съемочный павильон ток-шоу (Куликов, кстати, работал над первым сезоном «Вечернего Урганта», но это было в начале 2010-х).

 

 

Создатели «Насти» постарались, чтобы в сериале сошлись все громкие темы последних лет: и проблема обесценивания женщины в профессии, и повсеместный сексизм, и психология с ее внутренним ребенком, «я»-высказыванием и выкрутасами подсознания. Приятно, что российское кино наконец начинает говорить на эти темы, но из-за того, что мысль сценаристов скачет от вопроса к вопросу, ни в один особенно не углубляясь, «Настя» смотрится скорее как попытка сделать Wonderzine на закате эпохи «Дома-2», чем как новаторское кино об актуальных проблемах. Возможно, в следующих эпизодах зрители наконец увидят обещанный внутренний конфликт, и сериал откроется им с другой стороны, но для этого Насте (и всем ее субличностям) точно надо собраться.

 


«Настя, соберись»
На «Кинопоиск HD» с 3 января

Мария Ушакова

04.01.21, 13:39