«Клетка ищет птицу», «Ниша», «Айта»: лучшие фильмы фестиваля «Дух огня»
На этой неделе завершился 21-ый кинофестиваль дебютов «Дух огня» — в Ханты-Мансийске наградили победителей, лучшим в российской программе стал фильм Малики Мусаевой, ученицы Александра Сокурова, «Клетка ищет птицу» (международная премьера прошла в феврале в Берлине). Другая большая премьера — «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой, который в Ханты-Мансийск привезли после фестиваля в Роттердаме. Специально для BURO. Катя Загвоздкина рассказывает о пяти российских фильмах, показанных на фестивале «Дух огня», которые запомнились больше всего.
Яха (замечательная Хадижа Батаева, приз фестиваля за лучшую женскую роль) и Мадина (Мадина Аккиева) — лучшие подруги. Обе учатся в выпускном классе, а после уроков бегают по зеленым горным склонам или сидят на сеновале и болтают — кроме этого в маленькой чеченской деревне, где они живут, делать особо и нечего. Мадина после школы хочет выйти замуж, независимая Яха, которая видит, как несчастна в браке ее старшая сестра Хеда (Фатима Елжуркаева), хочет уехать. Но у родных свои планы на ее будущее.
Пересказать сюжет фильма «Клетка ищет птицу» — дебюта Малики Мусаевой, выпускницы знаменитой мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии — дело непростое. Он намечен пунктиром, в кадре мало говорят и еще реже что-то делают. Больше событий Мусаеву, кажется, интересует, как над склонами Кавказа бегут, отбрасывая тени, облака, как героини дурачатся. Ей нравится вглядываться в их свежие, поразительно красивые лица (роли в фильме исполнили непрофессиональные актеры).
«Клетка» — фильм-медитация. И если засмотреться на красивые пейзажи, наверное, можно не заметить, что «Клетка ищет птицу» — это фильм о несвободе женщин, для которых жизнь в обществе с традиционным укладом не предусматривает выбора (фильмы на ту же тему снимали и другие сокуровские ученики — Кира Коваленко и Кантемир Балагов). «Клетка ищет птицу» — очень нежное и красивое проблемное кино.
Международная премьера «Клетки ищет птицу» прошла на Берлинском фестивале в прошлом месяце, где это был единственный фильм, который представлял Россию (правда, на экране не говорят на русском — только по-чеченски). На фестивале «Дух огня» фильм получил приз за лучший российский дебют, а также награды за лучшую операторскую работу (Дмитрию Наговскому) и за лучшую женскую роль.
Слава (Владимир Свирский) работает грузчиком, но свое призвание видит в другом — в том, чтобы стать экстрасенсом-биолокатором, собирать и утилизировать накопившийся в мире негатив. На работе над ним смеются, жена (Елена Николаева) просит, чтобы он занялся делом, но Слава намерен идти за своей мечтой. Ради нее он уходит с работы, после чего в его жизни начинается череда странных событий.
«Ниша» — один из самых загадочных фильмов фестиваля, конспирологическая лоу-фай фантастика в духе произведений Виктора Пелевина (сценарий написали Рамиль Хадиулин и Эркин Газизов). Просто перечислим героев фильма: это охранник-конспиролог, двойники в джинсовых костюмах, проводник между мирами в каракулевой шапке. Но в этом странном мире много знакомых лиц: в фильме снялись Сергей Гилев, Михаил Тройник, Полина Ауг, среди продюсеров «Ниши» — Алексей Учитель. Фильм впечатлил и жюри «Духа огня»: Антон Ермолин получил приз за режиссуру, Владимир Свирский — за лучшую мужскую роль.
В якутском селе полицейский по имени Афоня (Андрей Фомин) после школьной вечеринки довозит до дома старшеклассницу Айту. Той же ночью она вешается на своих лентах, оставив записку, в которой говорится, что во всем виноват Афоня. В деревне Афоня — молодой полицейский, который недавно приехал в Якутию из центральной России (за северными зарплатами, говорят односельчане) — один. Убитые горем родственники начинают подозревать, что он сделал с их дочерью что-то ужасное — и вот уже все жители села требует устроить над Афоней самосуд. Против выступает только начальник сельской полиции (Иннокентий Луковцев), который считает, что все должно быть по закону.
Еще один фильм на национальном языке (герои иногда переходят на русский, но чаще в кадре звучит якутский) в этом списке. Якутское кино — самое интересное явление в современном российском кинематографе, а Степан Бурнашев — ключевой его представитель. И один из самых продуктивных — Бурнашев работал в разных жанрах, в его фильмографии есть мелодрама («Наша зима»), кровавая драма («Черный снег»), сборник деревенских анекдотов («Ыт», вместе с Дмитрием Давыдовым) и даже фильм про зомби («Республика Z»). «Айта» — триллер, который держит зрителя в напряжении до самой развязки. Это один из самых захватывающих фильмов года, и если вы еще не знакомы с таким явлением, как якутское кино, «Айта» — отличный вариант, чтобы это знакомство начать. Фильм выйдет в российский прокат 30 марта.
Док про представительницу народа хантов Татьяну Семиняко, которая вместе с семьей живет в тайге — охотится на животных, ловит рыбу, собирает ягоды и грибы. Тому, как правильно выбрать березу, чтобы снять с нее хорошую бересту, или строить ловушки на пушных зверей, она учит троих своих детей, Ангелину, Анжелику и Толика. Правда, она видит их лишь летом — в тайге нет школ, да и мобильная связь ловит, только если забраться на дерево, и большую часть года дети живут в интернате отдельно от родителей.
«Таня, лето, зима» — фильм-наблюдение. Авилову удалось добиться доверия своих героев, и очень сложно поверить, что рядом с ними — когда они на охоте, рыбалке, занимаются домашними делами — есть съемочная группа. Еще одна заслуга оператора Сергея Амирджанова — в том, что это очень красивый фильм. В сцене, когда Татьяна на охоте, осторожно сняв со спины двустволку и прицелившись, с одного выстрела попадала в зверя, зал аплодировал.
14-летняя Мира (Таисья Калинина) встречает Новый год с родными — мамой (Елена Плаксина), отчимом (Степан Девонин) и сводными сестрами, а после семейного застолья отправляется на вечеринку к подруге Лере (Елизавета Запорожец). Там ее ждут танцы, разговоры и новые знакомства, но наслаждаться вечером ей мешает секрет — перед тем, как она ушла на вечеринку, отчим зажал ее у елки и засунул руку ей под кофту, и когда праздник закончится, ей придется вернуться к нему снова.
«Один маленький ночной секрет» — хроника одной ночи, которая начинается для героини в тихом семейном аду, на секунду дарит надежду, обещает новую жизнь, а затем возвращает ее назад в ад, который на контрасте кажется еще чернее. Об абьюзе часто снимают кино, безжалостное к зрителю, фиксирующее происходящее с прямотой судмедэксперта, но «Секрет» почти избавлен от откровенных физиологических подробностей. Это кино эмоциональное, страстное — происходящее с главной героиней, кажется, невозможно воспринимать с дистанции, отстраненно. Но Наталию Мещанинову (она не только сняла фильм, но и написала его сценарий) нельзя обвинить в том, что она спекулирует на такой страшной теме: для нее «Секрет» — кино автобиографическое. И отметим, что требуется удивительное мужество, чтобы так честно говорить об этом (на ту же тему была книга Мещаниновой «Рассказы»).
Личным фильм становится и для зрителей. Мещанинова как никто другой в российском кино понимает подростков и умеет их снимать (про тех, кому еще нет 18, были два ее последних проекта — сериалы «Алиса не может ждать» и «Пингвины моей мамы»). В «Секрете» все актеры — прежде всего, замечательная Таисия Калинина — абсолютно убедительны. А из-за репортажной камеры (фильм снял талантливый оператор Артем Емельянов) моментами кажется, что смотришь док.
Премьера «Одного маленького ночного секрета» прошла на фестивале в Роттердаме в этом феврале, на «Духе огня» фильм впервые показали российским зрителям. Когда картина выйдет в прокат на родине, пока неизвестно. Интервью с Наталией Мещаниновой, которое мы взяли к премьере сериала «Алиса не может ждать», можно почитать здесь.
09.03.23, 16:56
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7