«На съемочной площадке я не знаю границ»: Педро Альмодовар — о фильме «Параллельные матери»
Завтра на российские экраны выходит новая картина Педро Альмодовара «Параллельные матери» с Пенелопой Крус в главной роли. Мировая премьера драмы состоялась на Венецианском кинофестивале, подарив актрисе первый Кубок Вольпи за лучшую женскую роль, а несколько месяцев спустя ее номинировали на «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В интервью BURО. режиссер рассказал о личной важности картины и о том, как работа помогает абстрагироваться от реальности.
«Думаю, это мой самый политичный фильм. Конечно же, фильм о двух главных героинях, но мне хотелось связать историю с прошлым героини по имени Дженис (ее играет Пенелопа Крус. — Прим. BURO.). Это позволило рассказать о темной стороне Гражданской войны в Испании, связав героиню с историей ее бабушки. Дженис росла без родителей, ее воспитала бабушка, именно она рассказала ей о том, как погиб ее прадед, и о тех страшных событиях, которые происходили восемьдесят лет назад. Мне очень хотелось рассказать правду о массовых захоронениях погибших в те годы. Именно эту правду и пытается узнать Дженис, хотя ее стремление докопаться до истины немного противоречит поступкам в собственной жизни, когда речь заходит об искренности. В этом и заключается главный конфликт этой истории. Далеко не все знают, что Испания занимает второе место в мире после Сомали по числу пропавших без вести людей. И до тех пор, пока массовые захоронения тех, кто погиб во время Гражданской войны, существуют, война продолжает идти. Самое время окончательно закрыть этот чудовищный период в истории Испании».
«Я очень много писал — это единственное, что помогало абстрагироваться от невероятной трагедии, что разворачивалась в мире. Я получал информацию по телевидению, читал газеты и в итоге решил сосредоточиться на работе. На самом деле этот период оказался очень продуктивным: я провел три месяца в полной изоляции и смог сконцентрироваться на проектах просто потому, что никого не видел. В результате завершил два сценария и приступил к съемкам сразу, как только закончился карантин. На тот момент Тильда Суинтон была в Мадриде, и мы смогли начать репетиции перед съемками “Человеческого голоса”. Нам очень повезло, что во время съемок этого 30-минутного фильма никто из нашей съемочной группы не заболел. Мой брат и по совместительству продюсер (Агустин Альмодовар. — Прим. BURO.) нанял специальную санитарную команду, которая ежедневно тестировала всех на площадке. После съемок мы поехали в Венецию, где фильм был встречен очень тепло. И по возвращении сразу же приступили к “Параллельным матерям”. Все, что происходило во время пандемии, доставляло много боли, но я принял решение сконцентрироваться на работе. Для меня съемки фильма всегда были своеобразным побегом от повседневной реальности: они переносят в иную реальность, где я чувствую себя значительно лучше».
«КОГДА ПИШУ И СНИМАЮ, ОЩУЩАЮ СЕБЯ НАМНОГО СВОБОДНЕЕ, НЕЖЕЛИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, И ДО СИХ ПОР НЕ ЗНАЮ, КАК ЭТО ОБЪЯСНИТЬ. В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ Я ДАЛЕКО НЕ ТАКОЙ СМЕЛЫЙ И ОТВАЖНЫЙ, КАК ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК, — НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ Я НЕ ЗНАЮ ГРАНИЦ».
«Я впервые увидел Пенелопу в фильме “Ветчина, ветчина” Бигаса Луны. До сих помню тот кинотеатр, в котором смотрел фильм почти 30 лет назад, и то, насколько был потрясен ее работой. Пенелопа была очень молода, но играла роль невероятно глубоко. Она была потрясающе правдоподобна и оригинальна, обладала невероятной силой в таком юном возрасте. Помню, как подумал, выходя из кинозала, что с этой актрисой очень хотел бы поработать. К счастью, мне повезло с ней познакомиться, уже и не вспомню когда, но впервые снял я ее только в «Живой плоти» (в 1997 году. — Прим. BURO.). Она все время была слишком молода для тех ролей, которые я писал. В том фильме у нее было всего восемь минут экранного времени, но я до сих пор уверен, что Пенелопа фактически «украла» внимание зрителя у других актеров. Год спустя я встретил Стивена Фрирза, который рассказал, что пригласил Пенелопу в один из ее первых американских проектов — вестерн «Страна холмов и долин» — только благодаря тем восьми минутам в моем фильме. С тех пор мы с Пенелопой стали близкими друзьями, она для меня — член семьи. Нам повезло, мы абсолютно друг друга понимаем, в совместной работе это помогает. К тому же она невероятно фотогенична, это, безусловно, тоже очень важно. Знаю, когда пишу новый сценарий, Пенелопа ждет, что она будет первой, кто его прочтет. Особенно если в нем будет героиня ее возраста. Так и происходит: как только рождается героиня, которую могла бы сыграть Пенелопа, я отправляю сценарий сначала ей. Помимо красоты и фантастической фотогеничности у Крус есть одно потрясающее качество — ее слепая вера в меня. Она верит в меня больше, чем я сам, и это бесценно. К тому же она невероятно трудолюбива и всегда репетирует именно столько, сколько я требую. В случае с “Параллельными матерями” это было особенно важно».
«Милена стала для меня самым настоящим открытием. Я был поражен всем, что она делает. Это правда, и это невероятное ощущение, когда ты наблюдаешь рождение по-настоящему большой звезды. Уверен, у Милены огромное будущее в кино, и у нее будет много интересных ролей. Она еще очень молода, поэтому успеет сняться в разных проектах и в разных амплуа. Сми отличается от героинь моих фильмов - физически она универсальна, если можно так сказать. Меня поразило, насколько она аутентична во всем, что делает и говорит. Поверьте, мы на грани появления новой суперзвезды кинематографа».
«Если обратите внимание на финал фильма, то поймете, что я пытался показать очень открытую и гетерогенную семью. В конце я не объясняю, какого рода отношения связывают Дженис и Ану, возможно, они, по-прежнему, вместе. Думаю, скорее всего, так оно и есть. Для меня было главным показать отношения между всеми персонажами фильма, включая и эксперта-антрополога. Обе героини росли без матерей: Дженис еще в раннем возрасте потеряла ее, а Ане никогда не уделяли должного внимания. И Дженис, и Ана всем сердцем стремятся создать семью, и они начинают делать это уже в тот момент, когда Ана приходит в дом Дженис, чтобы посидеть с ее малышкой. Да, разумеется, на эти отношения можно налепить ярлык лесбийской пары, но для меня этот союз значительно шире. Так, в первой сцене, когда героини впервые встречаются в больничной палате, готовясь к рождению детей, мы замечаем, как Ана потрясена красотой Дженис. Это, своего рода, влюбленность с первого взгляда. Если бы мне пришлось объяснять отношения между ними, конечно, я бы сказал, что Ана влюблена в Дженис куда сильнее, нежели Дженис в Ану. Тем не менее, Ана значительно свободнее, а Дженис страдает из-за внутреннего конфликта, так как ей приходится скрывать правду от Аны. К тому же они обе - очень сильные женщины. Героиня Пенелопы - мать-одиночка, которой приходится найти баланс между воспитанием ребенка и работой, что само по себе достаточно сложно. Меня, в принципе, сейчас куда больше интересуют несовершенные и неоднозначные матери, которые проходят через сложные периоды в жизни».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7