«На съемочной площадке я не знаю границ»: Педро Альмодовар — о фильме «Параллельные матери»

Завтра на российские экраны выходит новая картина Педро Альмодовара «Параллельные матери» с Пенелопой Крус в главной роли. Мировая премьера драмы состоялась на Венецианском кинофестивале, подарив актрисе первый Кубок Вольпи за лучшую женскую роль, а несколько месяцев спустя ее номинировали на «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В интервью BURО. режиссер рассказал о личной важности картины и о том, как работа помогает абстрагироваться от реальности.


ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

«Думаю, это мой самый политичный фильм. Конечно же, фильм о двух главных героинях, но мне хотелось связать историю с прошлым героини по имени Дженис (ее играет Пенелопа Крус. — Прим. BURO.). Это позволило рассказать о темной стороне Гражданской войны в Испании, связав героиню с историей ее бабушки. Дженис росла без родителей, ее воспитала бабушка, именно она рассказала ей о том, как погиб ее прадед, и о тех страшных событиях, которые происходили восемьдесят лет назад. Мне очень хотелось рассказать правду о массовых захоронениях погибших в те годы. Именно эту правду и пытается узнать Дженис, хотя ее стремление докопаться до истины немного противоречит поступкам в собственной жизни, когда речь заходит об искренности. В этом и заключается главный конфликт этой истории. Далеко не все знают, что Испания занимает второе место в мире после Сомали по числу пропавших без вести людей. И до тех пор, пока массовые захоронения тех, кто погиб во время Гражданской войны, существуют, война продолжает идти. Самое время окончательно закрыть этот чудовищный период в истории Испании».


О ТОМ, КАК СНЯЛ ДВА ФИЛЬМА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Кадр из фильма «Параллельные матери». Кинопоиск

«Я очень много писал — это единственное, что помогало абстрагироваться от невероятной трагедии, что разворачивалась в мире. Я получал информацию по телевидению, читал газеты и в итоге решил сосредоточиться на работе. На самом деле этот период оказался очень продуктивным: я провел три месяца в полной изоляции и смог сконцентрироваться на проектах просто потому, что никого не видел. В результате завершил два сценария и приступил к съемкам сразу, как только закончился карантин. На тот момент Тильда Суинтон была в Мадриде, и мы смогли начать репетиции перед съемками “Человеческого голоса”. Нам очень повезло, что во время съемок этого 30-минутного фильма никто из нашей съемочной группы не заболел. Мой брат и по совместительству продюсер (Агустин Альмодовар. — Прим. BURO.) нанял специальную санитарную команду, которая ежедневно тестировала всех на площадке. После съемок мы поехали в Венецию, где фильм был встречен очень тепло. И по возвращении сразу же приступили к “Параллельным матерям”. Все, что происходило во время пандемии, доставляло много боли, но я принял решение сконцентрироваться на работе. Для меня съемки фильма всегда были своеобразным побегом от повседневной реальности: они переносят в иную реальность, где я чувствую себя значительно лучше».


«КОГДА ПИШУ И СНИМАЮ, ОЩУЩАЮ СЕБЯ НАМНОГО СВОБОДНЕЕ, НЕЖЕЛИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, И ДО СИХ ПОР НЕ ЗНАЮ, КАК ЭТО ОБЪЯСНИТЬ. В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ Я ДАЛЕКО НЕ ТАКОЙ СМЕЛЫЙ И ОТВАЖНЫЙ, КАК ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК, — НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ Я НЕ ЗНАЮ ГРАНИЦ».


О ПЕНЕЛОПЕ КРУС

Пенелопа Крус в фильме «Параллельные матери». Кинопоиск

«Я впервые увидел Пенелопу в фильме “Ветчина, ветчина” Бигаса Луны. До сих помню тот кинотеатр, в котором смотрел фильм почти 30 лет назад, и то, насколько был потрясен ее работой. Пенелопа была очень молода, но играла роль невероятно глубоко. Она была потрясающе правдоподобна и оригинальна, обладала невероятной силой в таком юном возрасте. Помню, как подумал, выходя из кинозала, что с этой актрисой очень хотел бы поработать. К счастью, мне повезло с ней познакомиться, уже и не вспомню когда, но впервые снял я ее только в «Живой плоти» (в 1997 году. — Прим. BURO.). Она все время была слишком молода для тех ролей, которые я писал. В том фильме у нее было всего восемь минут экранного времени, но я до сих пор уверен, что Пенелопа фактически «украла» внимание зрителя у других актеров. Год спустя я встретил Стивена Фрирза, который рассказал, что пригласил Пенелопу в один из ее первых американских проектов — вестерн «Страна холмов и долин» — только благодаря тем восьми минутам в моем фильме. С тех пор мы с Пенелопой стали близкими друзьями, она для меня — член семьи. Нам повезло, мы абсолютно друг друга понимаем, в совместной работе это помогает. К тому же она невероятно фотогенична, это, безусловно, тоже очень важно. Знаю, когда пишу новый сценарий, Пенелопа ждет, что она будет первой, кто его прочтет. Особенно если в нем будет героиня ее возраста. Так и происходит: как только рождается героиня, которую могла бы сыграть Пенелопа, я отправляю сценарий сначала ей. Помимо красоты и фантастической фотогеничности у Крус есть одно потрясающее качество — ее слепая вера в меня. Она верит в меня больше, чем я сам, и это бесценно. К тому же она невероятно трудолюбива и всегда репетирует именно столько, сколько я требую. В случае с “Параллельными матерями” это было особенно важно».


О МИЛЕНЕ СМИТ

Милена Смит и Айтана Санчес-Хихон в фильме «Параллельные матери». Кинопоиск

«Милена стала для меня самым настоящим открытием. Я был поражен всем, что она делает. Это правда, и это невероятное ощущение, когда ты наблюдаешь рождение по-настоящему большой звезды. Уверен, у Милены огромное будущее в кино, и у нее будет много интересных ролей. Она еще очень молода, поэтому успеет сняться в разных проектах и в разных амплуа. Сми отличается от героинь моих фильмов - физически она универсальна, если можно так сказать. Меня поразило, насколько она аутентична во всем, что делает и говорит. Поверьте, мы на грани появления новой суперзвезды кинематографа». 


ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ГЕРОИНЯМИ ФИЛЬМА

Кадр из фильма «Параллельные матери». Кинопоиск 
Кадр из фильма «Параллельные матери». Кинопоиск

«Если обратите внимание на финал фильма, то поймете, что я пытался показать очень открытую и гетерогенную семью. В конце я не объясняю, какого рода отношения связывают Дженис и Ану, возможно, они, по-прежнему, вместе. Думаю, скорее всего, так оно и есть. Для меня было главным показать отношения между всеми персонажами фильма, включая и эксперта-антрополога. Обе героини росли без матерей: Дженис еще в раннем возрасте потеряла ее, а Ане никогда не уделяли должного внимания. И Дженис, и Ана всем сердцем стремятся создать семью, и они начинают делать это уже в тот момент, когда Ана приходит в дом Дженис, чтобы посидеть с ее малышкой. Да, разумеется, на эти отношения можно налепить ярлык лесбийской пары, но для меня этот союз значительно шире. Так, в первой сцене, когда героини впервые встречаются в больничной палате, готовясь к рождению детей, мы замечаем, как Ана потрясена красотой Дженис. Это, своего рода, влюбленность с первого взгляда. Если бы мне пришлось объяснять отношения между ними, конечно, я бы сказал, что Ана влюблена в Дженис куда сильнее, нежели Дженис в Ану. Тем не менее, Ана значительно свободнее, а Дженис страдает из-за внутреннего конфликта, так как ей приходится скрывать правду от Аны. К тому же они обе - очень сильные женщины. Героиня Пенелопы - мать-одиночка, которой приходится найти баланс между воспитанием ребенка и работой, что само по себе достаточно сложно. Меня, в принципе, сейчас куда больше интересуют несовершенные и неоднозначные матери, которые проходят через сложные периоды в жизни».