«Вестсайдская история»: Стивен Спилберг превращает старую классику в новую
За всю историю камбэков в киноиндустрии мы отчетливо поняли: «хорошо забытое старое» работает безотказно. Но иногда помимо традиционной версии хочется увидеть что-то свежее. К последнему можно смело отнести адаптацию классического бродвейского мюзикла по мотивам «Ромео и Джульетты» авторства самого Стивена Спилберга. Смотрим и разбираем «Вестсайдскую историю», которая на этой неделе вышла в российский прокат.
В конце в 1950-х в Нью-Йорке полным ходом идет реновация — трущобы на западной стороне Манхэттена сносят, чтобы на их месте построить современные жилые комплексы и торговые центры. Совсем скоро Вест-Сайд изменится, а пока на обломках старого мира враждуют две уличные банды — белые «Ракеты» и пуэрториканцы «Акулы». Предводитель «Ракет» Рифф (Майк Фейст) и главарь «Акул» Бернардо (Дэвид Альварез) договариваются о разборке, которая покажет, кто хозяин на этой территории. Но перед этим соглашаются сложить ножи и биты и сделать перерыв на танцы. Там и встретятся Тони (Энсел Элгорт), лучший друг Риффа, и Мария (Рэйчел Зеглер), сестра Бернардо, — и с первого взгляда влюбятся друг в друга.
«Вестсайдская история» Спилберга — адаптация бродвейского мюзикла 1957 года. Драматург Артур Лорентс, как нетрудно догадаться, перенес в реалии послевоенного Нью-Йорка «Ромео и Джульетту». Леонард Бернстайн написал для постановки музыку, а хореограф Джером Роббинс поставил танцы. Через три года после театральной премьеры Роббинс и Роберт Уайз сняли одноименный фильм — их «Вестсайдская история» получила 10 «Оскаров» и стала одним из самых известных киномюзиклов в истории. Фильм Спилберга (над сценарием работал частый соавтор режиссера — Тони Кушнер) — не ремейк картины 1961 года, но обращение к театральной постановке, а через нее — и к шекспировской пьесе.
Мюзиклы — а это первый в карьере 74-летнего Спилберга — жанр старомодный (а для российского зрителя еще и инородный). Но это в каком-то смысле и нужно режиссеру, который возвращается к корням. Задача Спилберга не ремесленная — переснять то, что было раньше, только более зрелищно и проделав работу над ошибками. Ленту 1961 года критиковали за вайтвошинг, так как Марию в нем играла дочь русских эмигрантов Натали Вуд, вымазанная автозагаром. В новом фильме этническая справедливость восстановлена — пуэрториканцев играют пуэрториканцы. А в довесок едва ли не каждая вторая реплика звучит на испанском — обширное испаноязычное население США получило голос. Небольшая роль есть и у Риты Морено (Анита из картины 1961 года).
Спилберг — гуманист, этакий Диккенс от современного кино: во время роста популистских и националистических настроений (когда стены тоже строят, но не у домов, а на границах) он напоминает, что «Ракеты», как и «Акулы», — потомки переселенцев, а Америка — эмигрантская страна, в которой сам разговор о чистокровности оказывается бессмысленным. «Ракеты» и «Акулы» похожи внешне: и те и другие — перемазанные грязью и сажей малолетние правонарушители, которых по имени знает местный офицер полиции. Но в своем желании примирить враждующие стороны Спилберг идет дальше и показывает, что и противники у них общие — богачи и корпорации.
В фильме замечательно воссозданы 50-е: костюмы, интерьеры, магазины и даже улицы (вероятно, у американцев старшего возраста при просмотре будет щемить сердце, как у россиян на условном «Берегись автомобиля»). Но Спилберг не просто реконструирует минувшие времена: «Вестайдская история» — кино из другой, ушедшей эпохи, когда оно еще не было постмодернистской усмешкой. Кино, в котором любовь — до гроба (Тони просит научить его, как на испанском будет «вечность»), борьба — не на жизнь, а на смерть, а честь, пусть и пацанская, — превыше всего. Эти понятия обретают смысл, и Спилберг не боится их писать с большой буквы.
Возвращаясь в прошлое, он использует и старый кинематографический инструментарий — те приемы, от которых все давно отказались как от затертых, опошлившихся и полностью утративших смысл (но когда режиссера, раскрасившего в черно-белом «Списке Шиндлера» плащ девочки в красный цвет, это смущало?).
Спилберг делает так, как умеет, кажется, только он, — дергая за ниточки, которые вроде и очевидны, заставляет зрителя сострадать, бояться, переживать, выдыхать восторженное «ах» на танцевальных номерах.
«Вестсайдская история» — кино зрелищное (оператор Януш Камински снял уже упомянутый «Список Шиндлера», «Поймай меня, если сможешь» и «Спасти рядового Райана»), которое закружит в водовороте цветов. Особенно сильное впечатление производят музыкальные номера, которые, как и в фильме 1961 года, представляют что-то среднее между собственно танцами и акробатическими выступлениями.
От Энсела Элгорта (чей беби-фейс под конец немного надоедает) и Рэйчел Зеглер с актерской точки зрения требуется немногое — изображать невинность и влюбленность. Любопытнее герои второго плана — это не только темпераментные Анита и Бернардо, но и отличный Майк Фейст в роли Риффа.
Спилберг рассказал в одном из интервью, что решил снять «Вестсайдскую историю» в том числе для того, чтобы напомнить молодому поколению про любимый им сюжет, о котором оно и не слышало. Но вместе с тем напомнил всем, что вообще такое кино и какой силой воздействия оно обладает.