5 причин посмотреть социальную драму «Невидимый мир» с призом Каннского фестиваля
Нора (сестра) и Абель (брат) только что оказались в стенах новой начальной школы, точнее, детской площадки на ее территории. Они пытаются адаптироваться к действительности: ищут друзей и пробуют нащупать коммуникацию, принимая участие в детских играх. Однако прежде безопасный мир детей оказывается более чем враждебно настроенным — Абель подвергается домогательствам со стороны старшеклассников, но признаться в этом Норе и родителям не может.
Оригинальное название картины «Un Monde», что в переводе звучит как «мир». Сделав выбор в пользу этих трех букв, 38-летняя Вандел не намекает, а прямо говорит, что происходящее на детской площадке выходит далеко за ее пределы. Неслучайно фокальным персонажем у режиссера является Нора, которая в отличие от Авеля проводит первые дни в новом для себя мире. Ею движет одновременно и страх перед этим миром, выражающийся в стеснении, и любопытство, желание познать его и в итоге стать его частью. На международную арену режиссер выводит картину с другим названием — «Playground» («Детская площадка»), где акцент смещается именно на основное место действия. Получается, что мир (Un Monde) Норы умещается в пространстве небольшой игровой площадки (Playground), которую Вандел превращает в настоящее зеркало жизни.
«Школа – это определенная четкая машина, в которой всё может происходит очень быстро и одновременно,резко сменяя составляющие. Поэтому часто страдания отдельных детей и подростков могут просто оказаться незамеченными», — комментирует режиссер.
«НАСИЛИЕ ЗАРАЗИТЕЛЬНО, НО В МИРЕ ЕСТЬ МЕСТО И ДРУГИМ, БОЛЕЕ СВЕТЛЫМ ЧУВСТВАМ», — ЛАУРА ВАНДЕЛ
Вандел писала его около пяти лет. К процессу режиссер подошла более чем основательно: прочитала десятки книг по детской психологии, провела интервью с учителями, учениками и их родителями и, что особенно важно, слушала и слышала комментарии самих детей-актеров.
Перед началом съемок режиссер попросила
детей сделать куклы своих персонажей, чтобы те научились отличать свое «я» от героев. В течение трех месяцев Лаура встречалась с ними по несколько раз в неделю и подробно проговаривала каждую деталь сюжета.
«Я ОБЪЯСНЯЛА ИМ ТУ ИЛИ ИНУЮ СИТУАЦИЮ И ОБСУЖДАЛА, КАК БЫ ОНИ В НЕЙ ДЕЙСТВОВАЛИ. И В ИТОГЕ МЫ ЧАСТО ПРИХОДИЛИ К ТОМУ, ЧТО УЖЕ БЫЛО В СЦЕНАРИИ», — КОММЕНТИРУЕТ ВАНДЕЛ.
А еще она не побоялась менять реплики по совету детей — в фильме в основном звучат их собственные диалоги.
Камера Фредерика Нуаромма буквально нисходит вниз на ступень, ровняясь на лица детей и оставляя взрослых лишь «обрезанными» фигурами, раздраженно вещающими что-то откуда-то сверху. Чтобы попасть в кадр, им нужно присесть или основательно согнуться. Это было сделано не столько для того, чтобы сместить фокус на детей, сколько для того, чтобы акцентироваться на крупных и средних планах. Мы не видим общей картины, не можем понять, что происходит на заднем плане, что и кто окружает героев, но мы можем считать все происходящее вокруг с лица Норы. Именно ее лицо есть отражение мира, царящей в нем несправедливости, опасности. Для Вандел вообще характерна «небуквальность» повествования — она предпочитает объясняться со зрителем не словами, а с помощью движения камеры, звуков и языка тела.
Для Лауры Вандел «Невидимый мир» стал первым полнометражным фильмом, но она далеко не единственный дебютант картины. Майю Вандербек (Нора) режиссер нашла на обычном кастинге. Девочке на момент съемок было восемь лет, и она сразу же выразила желание вложить все силы в эту роль.
В 2021 году фильм получил приз ФИПРЕССИ, «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля, премию имени Андре Каванса, вручаемую Бельгийским союзом кинокритиков, был номинирован в категории «Открытие года» Европейской киноакадемии, а также был выдвинут Бельгией на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
10.06.22, 16:11
Другие истории
Подборка Buro 24/7