Что пишут критики крупных западных изданий о российском фильме
«Лето» Кирилла Серебренникова — один из первых фильмов каннского расписания, поэтому мы нескоро узнаем, удалось ли российскому режиссеру получить не только овации на показе, но и какой-нибудь приз. Реакции жюри и кинокритиков вполне могут различаться, но интересно, как иностранцы воспринимают российскую картину с такой узкой историко-культурной темой, как советский рок-андеграунд. Buro 24/7 рассказывает, как журналисты крупных иностранных изданий оценили драму Серебренникова.
The Guardian: «“Лето” — фильм с несколькими замечательными моментами и некоторыми незапоминающимися эпизодами, похожий на музыкальный альбом с парой-тройкой отличных треков»
Критик влиятельной британской газеты The Guardian Питер Брэдшоу поставил «Лету» три звезды из пяти — средний, нейтральный результат, и его рецензия такая же нейтральная. Он называет фильм почти бессюжетным воплощением настроения эпохи с затянутым действием, но это, кажется, ни похвала, ни разнос. Брэдшоу пишет, что то, как Серебренников изобразил в фильме советский андеграунд, напоминает ему о ранних христианах, исповедовавших свою веру втайне, и то, что делали музыканты, — не что иное, как выбивание первых кирпичей из Берлинской стены.
Variety: «К счастью, “Лету” удалось избежать тех пресных сюжетных ям, в которые обычно проваливаются байопики музыкантов, а также получилось дать несколько точек входа в узкую тему, о которой рассказывает, тем, кто с ней совсем не знаком»
Автор рецензии Variety Гай Лодж оценивает новую работу Серебренникова как фильм, который будет сложно продать международным дистрибьюторам. Лодж считает, что режиссер скорее озабочен передачей настроения эпохи, о которой снял «Лето», чем тем, чтобы зрители поняли происходящее на экране. Он также отмечает, что сюжет «Лета» перекликается с нынешним положением самого Серебренникова: в фильме герои стремятся к свободе творчества, которой сейчас не хватает заключенному под домашний арест режиссеру. Еще Лодж называет ленту экспериментальной, в духе «Ассы» Сергея Соловьева и хвалит обаяние киношного Цоя в исполнении актера Тео Ю. И The Guardian, и Variety упоминают, что в саундтреке фильма много культовых западных исполнителей вроде Дэвида Боуи, Игги Попа, The Beatles и T-Rex.
Le Monde: «Возможно, благодаря своему стремлению к счастью Кирилл Серебренников рассказывает другую историю»
Критик французской Le Monde увидел в «Лете» историю дружбы, взаимопомощи и чистой любви, которая выглядит довольно ободряюще. Он отмечает то, что Рома Зверь и Ирина Старшенбаум сумели передать на экране сложность своих персонажей, а Тео Ю — самонадеянную наивность Виктора Цоя. Рецензия также хвалит то, что Серебренникову удалось избежать клише, свойственных фильмам с подобными персонажами-музыкантами.
Би-би-си: «Душные меланхолия и истома фильма так и не рассеиваются на всем его протяжении»
От Би-би-си фильму Серебренникова тоже досталось всего лишь три звезды из пяти. Критик пишет о бессвязном сюжете и постмодернистских моментах, а еще указывает, что «в “Лете” так много пьют и курят, что вы рискуете подорвать здоровье просто от просмотра фильма». В выводе он называет картину интересной для тех, кто не знаком с историей советской музыки, но иногда безнадежно невнятной.
IndieWire: «“Лету” удалось передать ощущение — или воспоминание — о том, как оказываешься в мире, в котором не боятся того, кем ты можешь стать»
В IndieWire критики ставят фильмам оценки по буквенной шкале, где отличники получают «А+». У «Лета» неплохой результат — оценка «B». Критик Дэвид Эрлич называет фильм импрессионистским портретом Советского Союза накануне перестройки и гимном музыкантам-революционерам, по его мнению, повлиявшим на изменение климата внутри СССР. Эрлич пишет, что Серебренников, хоть и не вдается в подробности эпохи, о которой рассказывает, дает западному зрителю все, что ему нужно знать о том времени, чтобы понять картину. С другой стороны, критик называет «Лето» «бесформенным ностальгическим порно», намекая на отсутствие внятного сюжета. Как и предыдущие рецензенты, Эрлич отмечает, что Серебренникову удалось создать в фильме особое настроение.
The Hollywood Reporter: «На деле фильм гораздо более сосредоточен на том, чтобы запечатлеть ощущение ранних 80-х в СССР»
Как и предыдущие авторы, критик издания Лесли Фелперин пишет о фильме как о картине, в которой почти ничего не происходит, но отмечает настроение и красоту «Лета». Она хвалит за харизматичность Ирину Старшенбаум, сыгравшую жену Майка Науменко Наташу. Лесли тоже обращает внимание на западную музыку в драме Серебренникова, но считает, что эклектичность выбора треков скорее покажется западной аудитории непривлекательной.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7