По городам и странам сквозь призму кино: Гонконг глазами Вонга Карвая

Магия кино делает любое путешествие возможным. На этот раз точка назначения — Гонконг. Ваш гид — главный поэт современного азиатского кинематографа Вонг Карвай.


Дикие дни

(1990)

А-Фэй (Лесли Чун), кажется, имеет практически все: у него есть деньги, возможности и безоговорочная любовь женщин. Но ему трудно проживать жизнь в моменте, он все еще теряется в своем прошлом. Тогда А-Фэй выстраивает вокруг себя новую систему координат: никаких обязательств, никаких привязанностей и никаких чувств. Это первый фильм, в котором фирменный стиль Вонга Карвая выразился достаточно ярко и начал формироваться в то, что впоследствии стало отличительной карточкой режиссера. Уже в дебюте «Пока не высохнут слезы», наследовавшем «Злые улицы» Скорсезе, интерес Карвая к внесюжетным поэтическим вставкам явно преобладал над предсказуемым криминальным действием. В «Диких днях» тяга к образному языку и интимной недосказанности окончательно взяла верх: это кино, в котором ощущение ускользающего времени важнее любых передряг, выпадающих на долю беспокойных героев. В дополнение именно здесь впервые появляются постоянные соучастники будущих карваевских проектов и будущие звезды азиатского кино: актеры Лесли Чун, Тони Люн и оператор-самоучка Кристофер Дойл.


Любовное настроение

(2000)

Действие фильма происходит в Гонконге в 1960-х годах. Журналист Чоу Мо Ван (Тони Люн) и незнакомка Су Ли Жен (Мэгги Чун) в один и тот же день въезжают в две соседние комнаты в доходном доме. Чоу и Су делятся сомнениями насчет неверности собственных супругов, догадавшись, что те изменяют им друг с другом. На наших глазах разворачивается самобытная баллада об одиноких сердцах, скрывающих за ширмой благополучия душевную опустошенность и желание быть нужным кому-то.Чоу предлагает Су восстановить в лицах то, что происходит между их половинками-любовниками, и постепенно граница между игрой и настоящим романом начинает таять. Кстати, номер комнаты, где живет мистер Чоу, — 2046 — отсылает к следующему фильму Карвая. Расскажем о нем подробнее.


2046

(2004)

Чоу (Тони Люн) возвращается в Гонконг после нескольких лет, проведенных в Сингапуре. Он заселяется в дешевый отель, где сначала хочет снять комнату 2046, поскольку этот номер напоминает ему о прошлом, но это оказывается невозможно, и Чоу селится в соседний номер — 2047. Большая часть фильма рассказывает об отношениях Чоу с постояльцами номера 2046. Главный герой теперь зарабатывает на жизнь писательским трудом. В качестве прототипов персонажей своих книг — смеси бульварной эротики и фантастики — он использует людей из реальной жизни: владельца гостиницы, всевозможных женщин, постояльцев соседних номеров. В работах Чоу описывает фантастическое будущее, где по всей Земле тянется гигантская транспортная сеть, по которой можно перемещаться в любое место и время. Год 2046 он обозначает особенным временем, в которое люди стремятся попасть. Согласно совместной китайско-британской декларации 1984 года, Гонконг, где происходят события фильма и где сам Вонг Карвай провел большую часть жизни, с 1 июля 1997 года становился специальным административным районом КНР, а его гражданам гарантировалось сохранение всех их основных прав и свобод сроком на следующие 50 лет. Таким образом, 2046 год — последний год «свободной жизни» Гонконга.


Чунгкингский экспресс

(1994)

В центре фильма — истории о двух полицейских: № 223 Хэ Чжиу (Такеси Канесиро) и № 663 Вэй (Тони Люн Чувай). Оба повествования — про потерянную и обретенную любовь в торговых неоновых переходах ночного Гонконга. Сама лента была снята за рекордные три недели в перерывах между съемками другого фильма и стала одной из любимых работ Квентина Тарантино. Название тоже неслучайно и отсылает к комплексу зданий Chungking Mansions в гонконгском районе Чимсачёй и расположенной в нем закусочной Midnight Express.


Падшие ангелы

(1995)

В фильме две линии: первая рассказывает про киллера (Леон Лай) и безответно влюбленную в него помощницу (Мишель Рейс), которая зачищает следы работы. За несколько лет сотрудничества они ни разу не виделись. Они успели хорошо изучить привычки друг друга. Другая сюжетная история касается Хэ (Такеси Канесиро), немого парня, который неожиданно влюбляется в случайно встреченную девушку. Истории Карвая абсолютно разные, и их героям не суждено встретиться, но есть одна общая деталь: место действия — ночной, почти ускользающий сквозь пальцы Гонконг. Задуманный как одна из новелл «Чунгкингского экспресса», фильм продолжает исследовать схлестнувшиеся на улицах Гонконга случайные жизни. Состоящий из нескольких параллельных линий сюжет рассказывает о все тех же темах, что и предыдущие фильмы Карвая, — безответной любви, одиночестве и расходящихся судьбах, только в еще более минорном ладу.