Как поддержать разговор о Дэвиде Линче
Как сделать вид, что вы разбираетесь в творчестве режиссера
Сегодня в прокат выходит документальный фильм «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» — полуторачасовой монолог автора «Твин Пикс» и «Дюны», где он рассказывает о своей молодости и занятиях живописью. «Жизнь в искусстве» не поможет разгадать многочисленные тайны фильмов режиссера. Но не стоит отчаиваться — ничто не мешает вам притвориться, будто вы знаете, о чем на самом деле «Синий бархат» и «Шоссе в никуда». О том, как сделать это грамотно, — в нашем новом материале.
Фильмы Линча, безусловно, «сюрреалистичные» (точнее «сюрреалистические», поскольку во многом эксплуатируют эстетику сюрреализма) и психоделичные, однако, по сути, эти эпитеты ничего о его картинах не говорят. Следующие реплики тоже лучше не использовать.
Казалось бы, после такой чистки лексикона сказать о Дэвиде Линче будет совершенно нечего. Вы, конечно, можете блеснуть цитатами из «Твин Пикс» и ввернуть в ходе разговора что-нибудь про чертовски хороший кофе или сов, которые совсем не то, чем кажутся, однако этого преступно мало. Мы рекомендуем вам использовать несколько реплик, которые превратят каждого в глазах окружающих в настоящего знатока Линча.
Справка Buro 24/7. «Шоссе в никуда» обрело в России культовый статус. Киноведы отмечают, что фильм вышел в разгар всеобщего увлечения «Твин Пикс» и покорил зрителей саундтреком, куда были включены популярные в 90-е группы Marilyn Manson и Rammstein. Что же до сюжета, то он ставил в тупик как обычных посетителей кинотеатров, так и профессионалов. Корифей американской кинокритики Роджер Эберт заявил, что посмотрел «Шоссе в никуда» дважды, пытаясь понять происходящее, но к однозначным выводам так и не пришел. От Линча отвернулся даже Джин Сискел — кинокритик, который всегда тепло относился к его фильмам. После выхода «Шоссе в никуда» в профессиональном сообществе закрепилось мнение, что эта работа — одна из самых слабых в фильмографии режиссера, и дальше стало только хуже.
Справка Buro 24/7. Успех Линча в России 90-х во многом объясняется политической ситуацией в стране. Философ Александр Павлов в предисловии к «Искусству смешного возвышенного» Славоя Жижека отмечает следующий момент:
«...огромная часть населения России, как завороженная, смотрела на голубой экран осенними вечерами 1993-го, когда отечественное телевидение демонстрировало сериал «Твин Пикс», и никак не могла взять в толк, что же там такое происходило. Творения Линча лучше, чем что-либо другое, могли помочь примириться с суровой реальностью, которая на самом деле в некотором смысле была едва ли не более сюрреалистичной, чем сериал Линча. Любопытно, различали ли вообще русские зрители сериал «Твин Пикс» и новостные сводки?..»
Собственно «Искусство смешного возвышенного» по большей части посвящено именно «Шоссе в никуда». Жижек обрел известность как страстный поклонник массового кинематографа, который он использует в качестве иллюстрации к проблемам фрейдизма и марксизма. Так что, читая его работы, можно не только в фильме разобраться, но и попутно освоить работы Жана Лакана и Ханны Арендт.
Справка Buro 24/7. Для отдельных режиссеров, которые увлекаются созданием замысловатой формы, забывая о содержании, пресса и маркетологи придумали звучное слово «визионер». Такие режиссеры — в первую очередь художники. Для них симметрия кадра и правильное освещение зачастую становится важнее, чем выстроенная драматургия и динамика повествования. Так вот, на Линча постоянно пытаются навесить ярлык визионера. Тем более что он известен не только как режиссер, но и как фотограф и художник, работы которого, в частности, выставлялись в нью-йоркской галерее Tilton.
Именно этой стороне его творчества и посвящен документальный фильм «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве». Режиссерское трио, Джон Нгуен, Рик Барнс и Оливия Неергаард-Холм, ловко зарифмовали монолог Линча о его жизни с мрачными полотнами его же авторства. Поэтому, если хотите блеснуть по-настоящему глубоким знанием об авторе «Твин Пикс» и «Шоссе в никуда», посмотрите «Жизнь в искусстве» — и о биографии Линча узнаете из первых уст, и его картины увидите.