Почему фильм «Заложники» должен посмотреть каждый

Лучший фильм «Кинотавра-2017» (по нашей версии)

В Сочи состоялась российская премьера нового фильма Резо Гигинеишвили («Любовь с акцентом», «Без границ»). Ранее «Заложников» показали на Берлинском кинофестивале, где картина удостоилась самых восторженных отзывов. Казалось бы, кино снято на грузинском языке и рассказывает историю, которая имела место именно на территории Грузии. Однако Гигинеишвили, известный российскому зрителю прежде всего как режиссер молодежных комедий (а кинокритикам — еще и как второй режиссер «9 роты»), снял поразительно актуальное кино.

Какие события легли в основу «Заложников» и почему это важно

Это событие почти невозможно подать без эмоций. В 1983 году группа грузинской золотой молодежи совершила попытку угона самолета. На нем они планировали пересечь советско-турецкую границу и покинуть СССР. Но все планы были сорваны из-за плохой погоды и сопротивления экипажа. В итоге самолет посадили в Тбилиси, где после длительных переговоров он был взят штурмом группой спецназа. В результате погибли семь человек — среди них три члена экипажа, два пассажира и двое угонщиков. Суд приговорил троих угонщиков к расстрелу, одна из девушек получила 14 лет, а дежурная, которая помогла пронести на борт оружие, — три года условно. Приговорен к расстрелу был и священник, который стал вдохновителем побега в Турцию.

Это была попытка изложить историю беспристрастно, какой ее видели современники. Впоследствии угонщики стали называться новым словом «террористы», а произошедшее пытались вписать в политическую повестку. При советской власти угонщики были преступниками, в период независимости Грузии — борцами с советским режимом. В своем фильме Гигинеишвили не занимает ни одну из сторон, хотя сама история для него явно личная. Таковой ее может назвать едва ли не все население Тбилиси — кого ни спроси, все имели то или иное отношение к событиям 1983 года.

Режиссер подходит к героям с почти документальной отстраненностью и роль судьи на себя не берет. Совсем как Звягинцев, который способен заставить нас полюбить настоящих монстров. И нет никакого здесь секрета, просто режиссер и сценарист не лезут к героям со своим уставом, оставляя им право на собственную правду. И все — нити оборваны, персонажи начинают жить. Вот прощается с родителями будущий террорист Ника, видит их, возможно, в последний раз. Парня переполняют эмоции: он носится по квартире, руками размахивает. Сталкивается с матерью. Думаете, поцелует или обнимет, скажет: «Я люблю тебя, мама»? Только вот Ника не по учебнику сценарного мастерства живет — он хватает мать за ухо, сжимает и отпускает. Ведь малейшая осечка — и она все поймет: увидит в глазах сына, что он через пару часов будет палить по невинным пассажирам из пистолета. 

Жизнь совершенно иррациональна. Золотая молодежь, дети профессоров и чиновников — художники, музыканты и актеры, отваживаются на такой поступок. Это не диссиденты, их родителей не репрессировали. Более того, им обеспечена в СССР безоблачная жизнь — даже пластинку «Битлз» и джинсы получат, если захотят. Чьи они «заложники»? Репрессивной машины, судьбы, собственной молодости? Не будет вам ответа, и так слишком много готовых ответов стало.

Как режиссер «Жары» снял фестивальный фильм

Имя Резо Гигинеишвили едва ли ассоциируется с авторским кино. Качественные молодежные картины, работа с Бондарчуком над «9 ротой» и дилогией «Обитаемый остров», мельтешение в светской хронике в качестве «зятя Никиты Михалкова», а теперь, совершенно неожиданно, — место в программе «Панорама» на Берлинском кинофестивале и приличные шансы на Гран-при «Кинотавра».

Среди конкурентов числится разве что «Теснота» дебютанта Кантемира Балагова и «Аритмия» Бориса Хлебникова. Остается еще, конечно, «Жги» — чисто зрительское кино про поющую надзирательницу женской колонии, которая покоряет жюри московского шоу талантов. В последние годы уверенно побеждают именно такие ленты — снятые по голливудским лекалам и духоподъемные по содержанию. В некотором смысле «Жги» — это «Хороший мальчик» 2017 года, даром что тоже снят дебютантом (актером Кириллом Плетневым).

Но прорыва, подобного «Заложникам», среди них нет, никто из вышеперечисленных постановщиков не открыл себя с абсолютно новой стороны. Мы уже видели актеров в режиссуре — некоторые, скажем, до сих пор не могут отойти от «Врача» Гоши Куценко. А вот так, в одночасье, превратиться из режиссера жанра в серьезного автора — это подвиг. Но не будем наивными — для такой трансгрессии понадобилось целых семь лет.

И если бы речь шла только о долгой подготовке и работе с документами. Только представьте, сколько инвесторов испугались острой темы, сколько питчингов пришлось пройти, причем не только у нас, но и за рубежом. Гигинеишвили все поставил на этот фильм, вложил собственные средства и разорвал пагубную зависимость российского кино от капризов и кулуарных симпатий Минкультуры и Фонда кино. Нас научили — кто платит, тот и заказывает музыку. Однако в случае с «Заложниками» в проект по-настоящему верили. Нельзя без веры поставить на такое кино. Совесть не позволит.

Почему «Заложники» актуальны именно сейчас

В жизни каждого россиянина был момент, когда он сидел на кухне и клял произвол, поборы, плохие дороги, в конце концов. А на другой стороне стола сидел какой-нибудь умник и заявлял: «Ну не нравится, так сваливай, никто не держит». Поневоле согласишься — и впрямь никто не держит, мир большой. Но помните, что еще недавно, века не прошло, право удерживать своих граждан было возведено в закон. И молодость, которая во все времена пыталась игнорировать эти законы, вставала на дыбы. Бездумно, с каким-то диким остервенением, она рвалась на волю. Помните о ней. Эти угонщики в своем первобытном порыве купили вашу свободу. Закон может быть и отменили, но он живет в головах — как дракон у Шварца. И каждый должен себе ответить, кто он — заложник или свободный человек, с которым никто не будет разговаривать с позиции силы. Никогда и ни при какой власти.


«Заложники» с 21 сентября в российском прокате.

Филипп Вуячич

13.06.17, 19:03

  • Фото: kinopoisk.ru