Камю и мексиканские пляжи: зачем смотреть фильм «Закат» с Тимом Ротом и Шарлоттой Генсбур
Сегодня компания Capella Film выпускает в российский прокат драму «Закат». Ее снял Мишель Франко — обладатель «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за антиутопию «Новый порядок». Рассказываем, почему новую работу режиссера непременно стоит посмотреть. И дело тут не только в игре ведущих актеров — Тима Рота и Шарлотты Генсбур.
Одной из основ «Заката» стала связь режиссера Мишеля Франко с Акапулько — городом, в котором проводят отпуск главный герой фильма Нил Беннет (Тим Рот), его сестра Элис (Шарлотта Генсбур) и племянники. Франко родился и вырос в Мехико, но в детстве и юности частенько наведывался с семьей в прибрежный Акапулько. С тех пор город сильно изменился. Акапулько прошлого, о котором Мишель вспоминает с вполне понятной ностальгией, был безопасным местом, в котором можно было отпустить ребенка гулять до позднего вечера.
Теперь все не так. Однажды Франко и его подругу остановили полицейские: они потребовали выйти из машины и угрожали оружием. Режиссеру удалось вырваться и добраться до отеля, но этот случай заставил его иначе смотреть на любимый Акапулько, который стал одним их главных героев фильма — солнечный, соленый, шумный, прекрасный и опасный. В каком-то смысле город компенсирует пассивность Нила, единственным «поступком» которого является, по сути, его нежелание возвращаться на родину в Англию.
В фильме Франко показал настоящий, живой город. Он почти не задействовал в съемках массовку, так что в кадр попали самые обычные мексиканцы — отдыхающие на пляже, попивающие пиво на берегу, торгующие рыбой. Это не только добавило достоверности и объема, но и позволило режиссеру снимать больше и свободнее, а Тиму Роту, практически жившему на пляже, где его герой по сюжету проводит большую часть времени, раствориться в своей роли. Немало способствовало такому погружению и то, что почти все сцены фильма были сняты в хронологической последовательности.
Еще одним источником для Франко стал «Посторонний» — философская повесть Альбера Камю, влияние которой он осознал уже после окончания съемочного процесса. Между героями «Заката» и «Постороннего» действительно есть много общего. Оба незнакомцы, чужаки в далекой стране — например, Нил не знает испанского, так что за него говорит его тело. Оба довольно апатичны и даже смерть матери воспринимают внешне спокойно. У обоих случается роман с местной девушкой, что становится утешением. В конце концов каждый из них своим путем пытается обрести свободу: Мерсо из «Постороннего» — убив человека, а Нил — отрекшись от своего прошлого, многомиллиардного состояния и связей с семьей. По иронии, Мерсо в итоге осудили за действительно совершенное преступление, а Нила — за то, которого он не совершал.
«Закат», по замечанию кинокритиков, похож на слоеный торт, и кроме экзистенциального Франко нашел в нем место и социальному. Нил, поселившийся в дешевом отеле, выделяется на местном пляже не только своим акцентом, но и тем, что сам выбрал его. У Беренис — девушки, с которой у него случается роман, — он беззаботно спрашивает, была ли она когда-нибудь в Риме, и если нет, советует ей непременно там побывать. В современной Мексике режиссер видит не только укоренившуюся жестокость, но и социальную напряженность, которая в «Закате» выражается в как будто бы непроизвольных сполохах насилия на экране, остающихся, как правило, на заднем плане.
Франко высказывался о неравенстве и в других своих фильмах, включая уже упомянутый «Новый порядок», в котором бесправные массы бедняков восстают против богачей, однако оказываются не способны ничего изменить.
От «Заката», несмотря на его неспешность и кажущуюся бессобытийность, сложно оторвать взгляд. Франко известен как режиссер, предпочитающий очень длинные планы. Например, в фильме «Хроник» всего лишь 97 планов. Другой особенностью его плавного, грациозно неподвижного стиля является то, что камера практически всегда покойна, позволяя зрителю проникнуться жизнью в кадре. Это особенно заметно в «Закате»: жизнь бьет ключом вокруг Нила, в то время как он остается неподвижным.
Тима Рота и Мишеля Франко многое связывает. Их пути впервые пересеклись на Каннском фестивале в 2012 году. Тогда режиссер приехал на Лазурный Берег с фильмом «После Люсии», а актер возглавлял жюри программы «Особый взгляд», в которой и показывалась картина (и призом которой была награждена). Рот не скрывал своего восхищения, а в 2015-м Франко предложил ему исполнить главную роль в фильме «Хроник», который был награжден призом за лучший сценарий в тех же Каннах.
Работая над сценарием «Заката», Франко видел в роли Нила Беннета именно Рота. После нескольких недель сомнений текст был готов, и режиссер первым делом отправил его актеру. «Тим точно понял и почувствовал историю, поддержал меня и сказал ничего не менять, надо снимать так, как есть», — вспоминает Франко.
Контрастом тихой роли Рота в фильме служит его эмоциональная сестра Элис в исполнении Шарлотты Генсбур, которая пытается убедить его вернуться домой. Первоначально, по замыслу Франко, роль Элис была намного меньше, но когда Генсбур, к удивлению режиссера, несмотря на это, согласилась, он решил уделить ей больше внимания. И это пошло фильму на пользу — зритель смог больше узнать о Ниле, который до конца остается загадкой, а совместные сцены Рота и Генсбур — одни из лучших в фильме.
14.04.22, 11:50
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7