Десять достойных лент по совету замечательной актрисы
Королева Елизавета, эльфийка Галадриэль, взбалмошная Жасмин, фатальная Кэрол, богиня смерти Хела и даже Кэтрин Хепбёрн. Все эти роли принадлежат Кейт Бланшетт — актрисе, празднующей полувековой юбилей. Чтобы оценить её универсальный актёрский талант, достаточно увидеть хотя бы «Манифесто» Джулиана Розефельдта. В этой ленте немецкого режиссёра Бланшетт играет сразу 13 ролей — и ни разу не повторяется ни в образах, ни в актёрских приёмах, которые помогают эти образы нарисовать.
Кейт Бланшетт — любимица критиков, журналистов и киноакадемиков, вручивших актрисе два «Оскара», три «Золотых глобуса», три маски BAFTA и целую россыпь других наград. Пожалуй, ни одна из её современниц не сможет похвастаться такой разной и насыщенной фильмографией, где каждая картина — это увлекательное путешествие, достойное отдельного рассказа. Поэтому сегодня мы решили рассказать о фильмах, которые любит сама Кейт Бланшетт. В прошлом году, как вы помните, актриса возглавила жюри Каннского кинофестиваля — и хотя бы поэтому её вкусу мы верим безоговорочно.
«Багровый коготь»
The Scarlet Claw
1944 год, режиссёр Рой Уильям Нил
В Советском Союзе образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона были неразрывно связаны с именами Василия Ливанова и Виталия Соломина. В США тоже есть своя «классическая» пара — это Бэйзил Рэтбоун и Найджел Брюс, сыгравшие в 14 фильмах о приключениях детектива с Бейкер-стрит 221b. Один эпизод называется «Багровый коготь», и у него нет литературной основы в виде рассказа Конан-Дойля. Что, впрочем, даже хорошо — ведь так у поклонников Холмса появляется ещё один шанс насладиться его хвалёным дедуктивным методом. «Я обожала в детстве такие ужастики. Этот фильм был моим отдыхом», — рассказывала Бланшетт.
«Эта прекрасная жизнь»
It's a Wonderful Life
1946 год, режиссёр Франк Капра
Классический фильм золотого века Голливуда примерно с 70-х годов показывают в Сочельник — примерно так же, как в России в канун Нового года крутят «Иронию судьбы, или С лёгким паром!». Впрочем, сюжет американской нетленки несколько сложнее, чем сюжет её советского побратима. Действие происходит в несуществующем городе Бедфорд, где живёт Джордж Бейли — с виду успешный бизнесмен, примерный семьянин и любящий отец. Однако ему не дают покоя мысли о суициде, которые должен остановить неопытный ангел Кларенс. «Это довольно глубокий фильм, если смотреть его подростком, особенно чувствующим себя ненужным, незначительным», — рассказывала Бланшетт.
«Мой дядюшка»
Mon Oncle
1958 год, режиссёр Жак Тати
Первый цветной фильм Жака Тати продолжает историю господина Юло, героя предыдущего фильма французского режиссёра. Юло играет сам Тати, и на этот раз он предстаёт молчаливым растяпой, живущим по соседству со своей сестрой и её семьёй. Их дом полон современной бытовой техники, он — буквально символ повсеместной механизации, но, когда на пороге появляется Юло, всё выходит из строя. Добрая и чисто французская комедия получила «Оскар» в 1959 году как лучший фильм на иностранном языке. «Моя мама показывала мне в детстве не только этот фильм Тати, но и все остальные тоже. Сейчас я показываю их своим детям», — отметила Бланшетт.
«В джазе только девушки»
Some Like It Hot
1959 год, режиссёр Билли Уайлдер
О классической комедии Билли Уайлдера с Мэрилин Монро и и Тони Кёртисом в главных ролях сказано больше, чем всё. В 2015 году лента получила серебро в списке самых смешных фильмов за всю историю американского кинематографа по версии Гильдии сценаристов. С ними согласна и Кейт Бланшетт. «Я помирала со смеху, когда смотрела сцены на пляже», — рассказала актриса.
«Гекльберри Финн»
Huckleberry Finn
1974 год, режиссёр Джей Ли Томсон
Повесть Марка Твена о приключениях Тома Сойера и его верного оруженосца Гекльберри Финна любят не только на родине писателя в США, но и по ту сторону Тихого океана — то есть в Австралии, где Бланшетт родилась и выросла. Фильм-мюзикл Джея Ли Томсона 1974 года считается образцовым: кроме незатейливых песенок, ставших любимыми у целого поколения детей, фильм поднимает проблему рабства. «Я хотела быть им, — говорила Кейт в интервью, имея в виду несносного Финна. — Или Нэнси Дрю».
«Пикник у Висячей скалы»
Picnic at Hanging Rock
1975 год, режиссёр Питер Уир
В 2018 году стартовал сериал «Пикник у Висячей горы», главная роль в котором досталась Натали Дормер, сыгравшей Маргери Тирелл в «Игре престолов». Основой для него стал одноимённый роман Джоан Линдсей. Книга рассказывает историю бесследного исчезновения детей в экстремальном походе, в который они отправились со своей учительницей в День святого Валентина. Но эту историю экранизировали и раньше: в 1975 году вышел фильм «Пикник у Висячей скалы», режиссёром которого стал австралиец Питер Уир. «Когда мне было 13 лет, меня покорили тайна, атмосфера предчувствия и невероятный саундтрек», — рассказала Бланшетт.
«Багси Мэлоун»
Bugsy Malone
1976 год, режиссёр Алан Паркер
Благодаря «Багси Мэлоун» киномир заговорил о Джоди Фостер: будущая суперзвезда и обладательница двух «Оскаров» снялась в роли подруги одного из главных героев Толлулы. Гангстерская тема в середине 70-х годов была в авангарде: «Крёстный отец» выстрелил в 1972 году, сиквел вышел уже через два года, «Якудза» — тоже в 1974 году. Однако «Багси Мэлоун» на фоне фильмов о жизни американских бандитов 20-х годов выделялся не только за счёт детского актёрского состава, но и песен. За удачный союз юности и музыки фильм-мюзикл получил две номинации на «Оскар», три — на «Золотой глобус» и сразу пять наград британских киноакадемиков BAFTA. «Меня заворожила сцена с кремовой битвой и детьми в мире взрослых», — отзывалась о картине Кейт Бланшетт.
«Дочь шахтёра»
Coal Miner's Daughter
1980 год, режиссёр Майкл Эптед
«Дочь шахтёра» — это байопик о Лоретте Линн, проделавшей путь от нищего подростка из Кентукки до звезды национальной кантри-сцены. Если бы сейчас снимали ремейк, то в картину стоило бы позвать Наташу Лионни, сыгравшую главную роль в сериале «Жизнь матрёшки» (Russian Doll): так они похожи. В оригинальной ленте кантри-певицу играет Сисси Спейсек, и этот выбор был стопроцентным успехом: в 1981 году актриса получила за своё превращение в кантри-музыкантку «Оскар». «Я большая фанатка Сисси Спейсек, — рассказывает Кейт Бланшетт. — Её мягкая сила в сочетании с борьбой против всего окружения гипнотизировала меня. Ещё я обожаю Томми Ли Джонса, в этом фильме я увидела его впервые».
«Обыкновенные люди»
Ordinary people
1980 год, режиссёр Роберт Редфорд
В 1981 году семейная драма «Обыкновенные люди» получила сразу четыре награды американских киноакадемиков: за лучшую мужскую роль второго плана, за лучший адаптированный сценарий, за лучшую режиссуру и, наконец, в номинации «Лучший фильм». «Я собираюсь играть с Робертом Редфордом и не могу перестать думать об этом прекрасном, душераздирающем фильме, — рассказывала Кейт Бланшетт накануне съёмок фильма „Правда“ (Truth) в 2015 году. — В одном его взгляде не было никаких сомнений, что семья его героя тихо разваливается. Мэри Тайлер Мур, сыгравшая мать, была превосходна».
«Кояанискаци»
Koyaanisqatsi
1982 год, режиссёр Годфри Реджио
На языке индейцев хопи это страшное слово означает «жизнь в беспорядке», оно же — название документального фильма Годфри Реджио о жизни в эпоху цифровых технологий. Лента поделена на несколько частей, в каждой из которых именно музыка играет главную роль. Композитор фильма Филип Гласс писал её почти три года, заставив тем самым режиссёра Реджио перемонтировать уже готовую картину. «Этот гипнотический фильм действует на меня на клеточном уровне», — говорила о «Коянискаци» Кейт Бланшетт.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7