Все самое важное о главном мультфильме студии «Гибли»
16 апреля 1988 года состоялась сдвоенная премьера «Моего соседа Тоторо» и «Могилы светлячков» — анимационная студия «Гибли» полагала, что так у их работ будет больше шансов отбиться в прокате. Детская сказка Хаяо Миядзаки изначально не сорвала куш, но с лихвой наверстала упущенное, когда стартовала продажа плюшевых игрушек титульного персонажа Тоторо. Показы в школах и на телевидении упрочили культовый статус мультфильма, а Япония помешалась на Тоторо, атрибутика с которым повсеместна и по сей день. Buro 24/7 рассказывает, как и почему «Мой сосед Тоторо» стал уникальным культурным феноменом.
Гениальная фантазия Хаяо Миядзаки породила множество удивительных существ, но Тоторо — венец его творения. Недаром профиль обаятельного зверя украшает логотип «Гибли» в начале каждого фильма студии. Гильермо дель Торо признавался, что «Мой сосед Тоторо» изменил его жизнь. В любви к нему расписывался и Акира Куросава. Глава Pixar Джон Лассетер, всегда ищущий вдохновение в шедеврах Миядзаки, включил Тоторо в «Историю игрушек: Большой побег». Добродушное создание вообще частый гость в аниме и американских мультсериалах (в частности, в «Южном парке» он мелькает в трилогии о Воображляндии и пародируется в эпизодах про Ктулху). В ближайшие годы в Японии должен открыться специальный парк, воспроизводящий декорации мультфильма. В честь Тоторо назвали астероид, а также разновидность бархатного червя из Вьетнама (потому что у него лапки как у Котобуса) — тоже какое-никакое, а достижение.
По сюжету отец и две его дочки переезжают в сельскую местность, чтобы быть ближе к матери, лечащейся в местном госпитале. Девочки начинают изучать дивный мир природы вокруг и знакомятся с лесным духом, который дремлет в корнях камфорного дерева. Младшая сестричка дает ему имя «Тоторо» — искаженное «тролль», ведь девочки как раз читают норвежскую сказку про трех козлят.
Тем не менее персонаж никак не связан со скандинавскими великанами, обитающими под мостами, равно как и не имеет прямых аналогов в японском фольклоре. Внешне Тоторо напоминает помесь кота, совы и енотовидной собаки. и сущность его загадочна. Мультфильм изобилует буддийской и синтоистской иконографией, а сам Тоторо живет рядом с алтарем, где отец с девочками его благодарят.
Сам Миядзаки считает, что его детище не призрак и не бог, а просто зверушка, трескающая желуди. Несмотря на магические свойства Тоторо, для восточного менталитета в этом нет никакого противоречия. В синтоизме, традиционной религии Японии, основанной на анимизме, считается, что сверхъестественный дух есть в каждом существе и физическом объекте. Потусторонний мир и мир природы — это две стороны одной сущности, которые воплощаются в Тоторо.
Обычно действие в аниме разворачивается в вымышленных странах, (анти)утопиях, на худой конец — в мегаполисах, но уж никак не в реальной сельской местности. «Я сам для себя открыл заново красоту японских пейзажей, — признается Миядзаки. — До того момента Япония меня не волновала. Я как будто отправлял послание самому себе в юности, что Япония — красивая страна». Это же откровение, что чудеса возможны и на родной почве, пережили сограждане великого режиссера, а вместе с ними и вся планета благодаря образам чарующей природы в «Моем соседе Тоторо».
В самом автобиографическом фильме Хаяо события происходят в десятилетие после Второй мировой войны в той же округе, где он бывал ребенком и где его мать лечилась от туберкулеза. Аниматор выбрал эту эпоху, поскольку телевидение тогда еще не захватило умы детей и они больше времени проводили на свежем воздухе. Своей сказкой Миядзаки надеялся привить молодому поколению любовь к анимизму, деревенскому быту и природе, где пробуждаются воображение и исследовательский дух. На отрочество Хаяо пришлась пора, когда окружающая среда и леса Японии уничтожались ради экономического прогресса, что угнетало художника. Теперь его картина помогает защищать природу. Тоторо стал лицом растущей инициативы по охране сельской местности в Японии (и лесов Саямских холмов из мультфильма, в частности) под названием Totoro Hometown Fund Campaign.
Первоначально Миядзаки задумывал историю о Тоторо в виде иллюстрированной книги, поскольку сюжет считался недостаточно развлекательным для аниме. Прошло 15 лет, прежде чем ему удалось реализовать свой замысел в виде полнометражной ленты. В ней нет злодеев, минимум сюжета и конфликтов и много завороженных наблюдений за неторопливым течением жизни. Благодаря размеренному темпу, теплой атмосфере и ожиданию чуда фильм имеет вневременное качество, хоть и привязан к конкретному периоду и области.
Элементы «Моего соседа Тоторо» на Западе могли бы запросто лечь в основу первостатейного ужастика. В старом ветхом доме водятся таинственные золовики, скрывающиеся в тенях, — разве не жутко? Однако в мультике Миядзаки при слове «привидение» все персонажи от мала до велика испытывают неподдельный энтузиазм, надеясь встретиться с духами. Когда четырехлетняя малышка натыкается в лесу на огромное, волосатое, когтистое и зубастое чудовище, вместо того чтобы испугаться, она лезет к нему обниматься и засыпает у него на брюхе. Взрослые не отмахиваются от рассказов детей о сверхъестественных приключениях, полностью доверяют чадам и поддерживают их. Все это разрывает шаблоны западного менталитета, привыкшего к совершенно другим жанровым лекалам.
В результате многие люди видят в добром мультфильме зловещий подтекст. По интернету годами гуляет настойчивая теория, что Тоторо — бог смерти, а сестрицы в конце становятся духами. Большая часть аргументов надумана, однако в мае 1963 года действительно случился резонансный «инцидент в Саяме», который стал частью этой теории. Девочка была убита и изнасилована, а ее сестра, перед тем как покончить собой, предположительно, говорила, что видела призрака кота-монстра и большую енотовидную собаку. Студия «Гибли», впрочем, подобные параллели категорически отрицает и не хочет, чтобы в них кто-то верил.
Культурные различия не мешают (а возможно, и помогают) «Моему соседу Тоторо» пользоваться обожанием по всему миру. Главными героями выступают правдоподобно выписанные девочки со стойким характером, как это часто бывает у Миядзаки и реже в Голливуде. В диковинных и порой едва ли не психоделических образах сквозит влияние Льюиса Кэрролла: маленькая Мэй проваливается в дупло, как Алиса — в кроличью нору, а Котобус походит на Чеширского Кота.
Кстати, у «Тоторо» есть продолжение — детская 13-минутная короткометражка «Мэй и Котобусенок» 2003 года, где фигурируют различные котообразные средства передвижения. Миядзаки подарил ее музею студии «Гибли» в Токио. Увы, но это единственное место, где ее можно посмотреть, — с другой стороны, чем не повод посетить Страну восходящего солнца?
«Я хочу создавать фильмы, через которые дети могут увидеть и испытать что-то новое, — говорил Миядзаки 10 лет назад. — Я хочу сделать тот самый незабываемый фильм, который есть в детстве каждого, нечто, чем они смогут наслаждаться по меньшей мере 30 лет». Для Тоторо, одного из самых знаковых и узнаваемых персонажей в истории, 30 лет явно не предел.
Другие истории
Подборка Buro 24/7