Как смотрят кино те, кто не может видеть. Рассказывают незрячие, автор тифлокомментариев и музейный работник
Незрячие люди любят кино так же, как и зрячие, но смотрят его с тифлокомментариями. Так называется специальное аудиальное описание того, что происходит на экране (как выглядят герои, где они находятся и что делают), которое звучит во время пауз. BURO. поговорило с незрячими, автором тифлокомментариев и сотрудником отдела инклюзивных программ музея «Гараж» о том, что важно в фильме, кроме видеоряда, и как сделать кино доступным для всех.
54 года, массажист детской поликлиники. В 3 года зрение по неизвестной причине стало снижаться, к 20 годам полностью его потеряла
Незрячие ходят в кино за тем же, за чем и зрячие — зачем люди идут в консерваторию или на концерт, хотя все можно найти в интернете и лежа на диване смотреть и слушать? В кинотеатре другая атмосфера, из-за этого меняется восприятие. Тифлокомментарии однозначно помогают незрячим людям смотреть кино: в них описаны и внешность персонажей, и эмоции, и обстановка. Например, за спиной главного героя кто-то показывает язык — все смеются, а нам без тифлокомментария не понять, в чем дело. По диалогам, звукам можно догадаться, где происходит действие. Но если таких звуков нет — просто тишина или играет музыка на фоне, — приходится фантазировать. И потом по дальнейшим событиям и разговорам незрячие пытаются понять, что до этого было.
Тифлокомментарии в кинотеатрах можно послушать через приложение «Тифло Медиа», иногда доступно оборудование для тифлокомментариев — специальное устройство и наушники, — но оно есть далеко не во всех кинотеатрах, хотя по закону его должны предоставлять везде. Кроме того, бывают специальные сеансы (как правило, на кинофестивалях), на которых тифлокомментарии читают прямо в зал. В ЦДК иногда показывают фильмы по спектаклям. Например, весной мы смотрели «Вассу Железнову» Малого театра.
Я больше люблю театр, чем кино, и сейчас тифлокомментарии появляются и в некоторых из них — первопроходцем в этом стал Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова, они сами начали записывать тифлокомментарии. Я была там на трех спектаклях, посмотрела «Пушкина» с Безруковым в главной роли — он играл мощно, на разрыв, невероятная энергетика была. После спектакля он вышел поговорить со зрителями. Кстати, в театр нас пустили с собаками-поводырями, а им не везде рады.
Тифлокомментарии начали появляться не так давно, а мы смотрели фильмы с детства — и по телевизору, и в кинотеатрах. Мне это близко — игра актеров, диалоги, эмоции. Мне нравится, когда в кино не просто описываются события — встретился-влюбился-разбежался, — а ставятся проблемы во взаимоотношениях, когда герой, попадая в различные жизненные ситуации, делает выводы, взрослеет. Я люблю психологическое, историческое кино, иногда смотрю мелодрамы, но стараюсь не терять на них время. Люблю старые фильмы, среди них много сильных — «А зори здесь тихие», «Анну Каренину» Бондарчука. Современные мне нравятся меньше.
18 лет, школьник. Незрячий от рождения
Я смотрел много фильмов и без тифлокомментариев просто потому, что у подавляющего большинства картин их нет. Комментарии, безусловно, очень помогают — многие вещи в кино представлены визуально, и только на слух трудно ориентироваться. Я смотрел в кинотеатре «Тор: Рагнарек», а потом он вышел в iTunes с тифлокомментариями, и я открыл для себя много нового. Например, то, что Тор остался без глаза.
Кому-то нравится смотреть фильмы в кинотеатре, кому-то дома — мне кажется, все зависит от предпочтений человека. Кроме того, фильмы, которые выходят в прокат, первое время нигде больше не доступны, поэтому в любом случае приходится идти в кино. Но в Москве до сих пор далеко не в любом кинотеатре можно посмотреть кино с тифлокомментариями. Есть приложение «Тифло Медиа», которое синхронизирует звук в зале с телекомментарием в телефоне. И с этим приложением можно смотреть фильмы в любом кинотеатре. Кроме того, в некоторых кинотеатрах — например, в сети «Москино» — есть свое оборудование для тифлокомментариев, хотя по закону оно должно быть во всех кинотеатрах.
Другой закон обязывает создателей фильмов, снятых при поддержке российского Минкульта, снабжать их тифлокомментариями. Но с его исполнением есть проблемы: компании отказываются предоставлять уже готовые тифлокомментарии. То есть фильмы — например, так было с «Союзом спасения» — идут в кинотеатрах с тифлокомментариями, а потом появляются в онлайне уже без них, поэтому пересмотреть это кино сейчас я не могу.
С зарубежными фильмами на русском языке все еще хуже, потому что для них нет никакого закона. Единственная компания в России, которая добровольно снабжает фильмы тифлокомментариями, — это Disney. Еще на стриминговом сервисе Apple TV+ много фильмов с тифлокомментариями на русском — вот в принципе и все. Идеально будет, если онлайн-кинотеатры начнут добавлять тифлокомментарии — это только дополнительная аудиодорожка, у них есть все необходимое, чтобы ее выкладывать.
В кино мне больше всего важен экшен — чтобы был динамический сюжет, действие развивалось активно и быстро, было много событий. Очень годный контент у Apple TV+! Меня впечатлил их сериал «Видеть» с Джейсоном Момоа — количество жестоких сцен зашкаливает, но сюжет гениален, это своеобразный ответ «Игре престолов». Еще мне нравятся фильмы от Marvel, больше остальных — «Тор: Рагнарек».
Тифлокомментатор
Есть такое определение: «тифлокомментирование — это лаконичное описание пространства, предметов и действий, которые недоступны незрячим». Такое описание нужно для всего, что остается без звукового пояснения — не объясняется игрой артистов или музыкальным сопровождением. Понятно, что все описать невозможно, и тифлокомментатор выступает соавтором фильма: он должен поймать баланс, уловить интонацию картины, максимально точно понять задумку ее создателей.
Недавно я делала комментарии для картины «Дети Айседоры». Это кино про танцы — очень немногословное, в нем много лирической музыки. И если весь фильм болтать, ощущение от картины будет передано неверно — не стоит тифлокомментарием перетягивать одеяло на себя. Я описывала все, что касается основной линии, непосредственно хореографии, а мелкие детали опускала.
В игровом кино, где много диалогов, тоже важно, чтобы тифлокомментарий не был избыточным — основное внимание все равно на игре артистов. Есть картины, которые, наоборот, требуют больше описаний — например, я делала тифлокомментарии к фильму «Бедные люди. Кабаковы» про художников Илью и Эмилию Кабаковых. В нем показаны необычные, даже сюрреалистические инсталляции, и описывать их было непросто. Бывают и другие сложности: по заказу «Гаража» я подготовила и комментарии для фильма «Автокатастрофа», в котором много эротических сцен. Но не хотелось, чтобы это было какое-то одно описание, которое меняется в зависимости от партнеров — хотелось чего-то более художественного, и, кажется, мне это удалось.
Вообще я актриса — в нескольких театрах, например в Театре Булгакова, мы ставили «спектакли-невидимки» для незрячих и слабовидящих людей. У них нет визуального ряда, зрячие посетители смотрят их в масках — атмосфера создается с помощью запахов и звуков, тактильных ощущений, это переживание на уровне воображения. Потом нам предложили пройти курсы подготовки в институте «Реакомп» в Москве — сказали, что тифлокомментаторов не хвататет. Так я и попала в профессию.
Менеджер отдела инклюзивных программ по работе с незрячими и слабовидящими посетителями в музее «Гараж»
По российским законам фильмы, которые финансируются государством, должны снабжаться тифлокомментарием. Часто такая аудиодорожка есть, но она нигде не используется — в кинотеатрах нет оборудования для тифлокомментирования, а когда картина выходит в онлайне, тифлокомментарии к ней тоже не найти. Кроме того, много отличных фильмов снимают без поддержки государства. Иногда тифлокомментарии выпускают усилиями энтузиастов, но обычно речь идет о классике.
Мы в «Гараже» начали заниматься тифлокомментариями в конце прошлого года — первыми их подготовили для фильма «Бедные люди. Кабаковы», снятого по заказу музея. К каждому выставочному сезону мы готовим экскурсии с тактильными моделями для незрячих, а также проводим для них курсы по истории искусства. И это очевидное продолжение наших инклюзивных программ.
Фильмы с тифлокомментариями выходят на онлайн-платформах (найти их, в том числе наши картины, можно на видеосервисе Megogo), нам хотелось бы, чтобы фестивальное кино, фильмы про художников и искусство тоже были доступны слабовидящим. Весной у нас стартует Garage Screen Film Festival с фильмами инклюзивной тематики — он пройдет не только в Москве, но и в регионах. Сейчас мы готовим для него тифлокомментарий к картинам «Дети Айседоры» про танцы, номинированному на «Оскар» «Звуку металла» про музыканта, который теряет слух, «Шоу всего» про художника Ивана Горшкова.
Конечно, у всех свои вкусы, но незрячие часто обращают больше внимания на проработанность диалогов, сюжет, главную идею. Это не чисто эстетическое, а более исследовательско-научное восприятие. Есть моменты, которые незрячие замечают лучше, потому что их восприятие не сосредоточено на картинке. Любопытная история про восприятие незрячими искусства — правда, не кино — произошла в Смитсоновском музее. Там незрячим посетителям иногда дают возможность изучить скульптуру на ощупь. Так экскурсовод, которая проработала в музее 35 лет, узнала от незрячей шестиклассницы, что на скульптуре «Носильщица воды» изображена беременная молодая женщина.
Людей с инвалидностью часто не учитывают с точки зрения экономики, а они ведут активную жизнь и могут быть выгодны производителям чего бы то ни было. Если в бар можно будет заехать на инвалидной коляске, в кино или театр прийти на спектакль с тифлокомментариями, то аудитория туда пойдет.