Что за тайны скрывает потешный британский наркоман-аристократ?
12 мая в США и Великобритании стартовал новый мини-сериал с Бенедиктом Камбербэтчем «Патрик Мелроуз», который в России одновременно показывает
онлайн-кинотеатр «Амедиатека». Buro 24/7 рассказывает о новинке и разбирается,
каким образом она идеально вписывается в самые острые общественные дискуссии сегодняшнего дня.
Начало 1980-х, потешный британский наркоман-аристократ Патрик Мелроуз с эффектно снятыми приходами (тут вообще все снято довольно красиво) узнает о смерти отца и сразу подозрительно расплывается в улыбке. Вызванный этим диссонанс быстро перерастает
в уверенность, что дело тут в следующем: отец Патрика обладал характером потрясающей омерзительности (родителя-деспота играет Хьюго Уивинг). На радостях от кончины Мелроуза-старшего Патрик решает начать вести осознанную жизнь и слезть с героина. Далее Патрик едет за прахом отца в Нью-Йорк, а потом еле доносит погребальную урну
в пакете с большим смайликом до своего отеля, словно это и не почивший предок,
а какая-то тяжелая ерунда из сувенирной лавки. Зритель наблюдает, как британец мечется за дозой, не выдержав ломки, и сыпет направо и налево едкими шутками, а одновременно знакомиться с флешбэками из детства главного героя — позже прошлому будет уделено еще больше экранного времени, — и чем дальше, тем горше будет переживать за Патрика.
За остроумными диалогами, красивыми мизансценами и потешностью главного героя стоят печальные обстоятельства — дисфункциональная семья, надломившая выросшего
в ней человека так, что это негативно влияет на его нынешнюю самостоятельную жизнь.
В основу сценария «Патрика Мелроуза» лег одноименный цикл автобиографических книг британского писателя Эдварда Сент-Обина, пережившего в детстве насилие со стороны отца (в биографии Сент-Обина прямым текстом прописано, что отец его насиловал),
от которого мать не просто не защитила своего сына, но стала пособницей мужа.
Из-за полученной психологической травмы Сент-Обин плотно сел на героин еще в школе. В 25 лет будущий литератор обратился к психотерапевту и постепенно пришел к тому, чтобы стать писателем. В своих романах он постоянно опирается на личный опыт,
в котором соединились разрушительное влияние семьи, алкоголизм, наркомания, любовные метания и создание собственной семьи. В течение 20 с лишним лет ходили разговоры об экранизации книг Сент-Обина, но продюсеры не решались взяться
за историю. Среди причин были сложный протагонист, часто получавший ярлык «слишком британский», и общая мрачность первоисточника.
В «Патрике Мелроузе» мрачность просачивается постепенно, и поначалу ситуация выглядит чуть менее шокирующей, чем в жизнеописании писателя. Психологическое
и физическое насилие в сюжете невольно вызывают воспоминания об актуальных
и громких случаях насилия, проникшего, кажется, не только в неблагополучные российские семьи, Лазурненскую коррекционную школу-интернат или тюрьмы, но даже
в закулисье блистательного Голливуда. Если смотреть на ситуацию из «Патрика Мелроуза» сразу со всех 360 градусов, то открывается целый ряд тезисов, перекликающихся
с постоянно кипящими в медиа и социальных сетях дискуссиями.
Во-первых, мы очень мало знаем и понимаем о людях вокруг: сначала Патрик предстает обаятельнейшим образом как забавный британец-наркоман с хорошим чувством юмора
и кучей денег — в общем, более человечная версия Шерлока, но за всем его странным
и часто асоциальным поведением стоит тяжелое прошлое, без знания которого невозможно ни сделать о нем правильных выводов, ни как-то эффективно помочь. Вся семья Патрика доказывает тот факт, что каким бы успешным ни казался человек, в его жизни могут быть причины для суицидальных мыслей и депрессии (например, мать Патрика выглядит
в лучших традициях клипов Ланы Дель Рей с их сочетанием шика и обреченности).
Во-вторых, насилие (и психологическое, и физическое) рушит жизни людей и ломает
их изнутри, но мы часто не проявляем достаточно настойчивсоти и любознательности, чтобы его разглядеть, а жертвы насилия часто скрывают его от других по самым разным причинам, включая устревшие установки (старших нужно слушаться, бьет — значит любит и так далее), страх расправы или возможных обвинений в адрес самой жертвы (виктимблейминг), стыд (за свою слабость, за свою дисфункциональную семью,
не похожую на счастливые семьи окружающих, и тому подобное). Все это напоминает
нам об общих для всех проблемах и необходимости их решать, о чутком отношении к себе
и к другим, об отказе от осуждения других и пересмотре устарелых стереотипов.
Британцы всегда умели говорить о важном без излишнего морализаторства и со своими особыми мрачноватыми шутками. «Патрик Мелроуз» — как раз из этой традиции, которой придерживался еще сам Шекспир (и в главном герое драмы не меньше, чем в Гамлете). Актуальность и сдержанный юмор здесь дополняют изобретательные съемки в духе сцен
с мыслительными процессами из «Шерлока», внимание к создающим глубину деталям, отличный актерский состав, в котором даже нашлось место
некоторому расовому разнообразию.
Другие истории
Подборка Buro 24/7