«Анатомия падения» и «Химера»: гид BURO. по кинопрограмме The Art Newspaper Russia Film Festival

Сегодня стартует фестиваль, на котором уже шестой год команда газеты The Art Newspaper Russia показывает фильмы об искусстве, — The Art Newspaper Russia Film Festival. Ленты, которые предлагается увидеть, участвовали или — как, например, «Анатомия падения» в Каннах — победили в главных международных киносмотрах. Специально для BURO. кинокритик и программный директор TANR FF Марина Торопыгина рассказывает о заявленных картинах и зрителе, на которого они рассчитаны.


«АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ»

Жюстин Трие

Когда: 17 октября

Фильм о проблемах творческой личности, детектив о расследовании убийства, судебная драма и сцены из семейной жизни — Жюстин Трие складывает пазл из историй и жанров. Вероятно, жюри Каннского фестиваля оценило ту легкость и профессионализм, с которыми режиссер это делает: «Анатомия убийства» получила «Золотую пальмовую ветвь». Награждение фильма продолжило традицию отмечать в Каннах ленты, не несущие на себе явного отпечатка высокомерного «авторского кино». Напротив, это авторство такое, каким понимали его герои французской новой волны. Они называли кумирами Хичкока и Хоукса, поскольку те умели снимать ленты, интересные как неискушенному зрителю, так и профессионалам.

— Для тех, кто любит современное кино


«ОБНАЖЕННАЯ МУЗА»

Мартен Прово

Когда: 20, 21 и 22 октября

Классический и немного старомодный — в хорошем смысле — байопик великого французского художника Боннара, которого называли художником счастья. Рассказанная история основана на реальных событиях, а в изобразительном решении фильма угадываются пейзажи Боннара и его современников. Эти нежные тона, игру света и тени, блеск воды любили и французские импрессионисты, и их дети — например, сын великого художника Ренуара режиссер Жан Ренуар. Любовный треугольник, трагический для всех его участников, все же оставляет авторам и героям возможность размышлений о природе творчества и том счастье, которое оно способно дарить.

— Для тех, кто мечтает приобрести работу (или репродукцию) Боннара в личную коллекцию


«ХИМЕРА»

Аличе Рорвахер

Когда: 17 и 22 октября

В фильмах Аличе Рорвахер и ее постоянного оператора Элен Лувар зрителя ждет встреча с прекрасной и совсем не туристической Италией: «Химера» вслед за «Чудесами» и «Счастливым Лазарем» показывает обычных героев в почти обычных обстоятельствах и в очередной раз заставляет удивиться тому, как органично в одной вселенной взаимодействуют контрабандисты и археологи, оперная дива и бродячие циркачи. Прошлое здесь не сильно отличается от настоящего, девушки похожи на ожившие изображения с древних этрусских фресок, а гоняющиеся за наживой расхитители гробниц способны осознать подлинную ценность находок. Здесь хранят память не только об искусстве, но и о благородных обычаях этрусков. «Если бы этруски жили в Италии, мы не знали бы, что такое мачизм», — говорит одна из героинь фильма.

— Для подписчиков телеграм-канала «Химера» и всех, кто любит искусство


«ПИАФФЕ»

Энн Орен

Когда: 16, 17 и 21 октября

Полнометражный дебют израильской художницы Орен критики назвали «эмоциональным путешествием в мир власти, гендера и искусства». Да, сюжет картины прост: героиня Ева вместо заболевшей сестры Сары должна записать звук движения лошади для небольшого рекламного ролика. Работа движется медленно, режиссер считает, что звук получается не очень убедительным, а у героини постепенно отрастает роскошный конский хвост… Сюжет здесь играет скорее второстепенную роль — намного важнее визуальное решение картины, ее каждая деталь. Так, свалка старых вещей выглядит здесь как многозначительная инсталляция, а хвост показывает героиню кентаврессой — одновременно и женщиной, и творческой личностью.

— Для тех, кто (не) делит кино на мужское и женское


«ВООБРАЖАЕМЫЙ МУЗЕЙ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА»

Степан Любимов

Когда: 18 октября

Тема воображаемого музея в жизни Михаила Шемякина возникла шестьдесят лет назад. Тогда собрание и тиражирование репродукций было практической необходимостью: другой возможности знакомиться с произведениями искусства у юных студентов просто не было. Впоследствии оказалось, что эта страсть к собиранию образов резонирует как с научным опытом немецкого историка искусства Аби Варбурга и его атласом «Мнемозина», так и с проектом создания воображаемого музея Андре Мальро. Совсем недавно последний стал источником вдохновения для выставки «Бывают странные сближения» в ГМИИ им. Пушкина.

— Для тех, кто знает, как устроен воображаемый музей