Философия мультфильма про разноцветных лошадок
12 октября в прокат вышел полнометражный фильм «My Little Pony в кино». Уже один синопсис может повергнуть неподготовленного человека в культурный шок: «Король Шторм хочет лишить всех пони магии и захватывает Кантерлот. Под угрозой будущее всей Эквестрии!» Однако людей, для которых это все не случайный набор слов, стало слишком много — и, что самое удивительное, фэндом MLP состоит не столько из шестилетних девочек, сколько из 35-летних мужчин с высшим образованием и постоянной работой. Мы решили разобраться в причинах популярности мультсериала про разноцветных лошадок и пришли к неожиданному выводу — его сценарий как будто бы написал русский философ-анархист Петр Кропоткин.
О чем вообще идет речь. Как бы цинично это ни звучало, но мультсериал «My Little Pony» cтал сопровождением для серии игрушек. Каждая маленькая девочка мечтает о пони, но не каждые родители готовы его содержать. В 80-х компания Hasbro (среди ее продуктов — безумно популярные в США солдатики G.I. Joe и «Трансформеры») решила исправить эту проблему и выпустила линейку игрушек «Мой маленький пони». Название говорит само за себя. Игрушки представляли собой маленьких пони с пушистой гривой (можно расчесывать) и не менее пушистым хвостом (тоже можно расчесывать). На крупе у лошадок красовалась «кьютимарка» — специальная метка, которая отражала их талант и призвание (можно коллекционировать). Гениально, как спиннер. За десятилетия пони претерпели целый ряд изменений — так, в 2013-м Hasbro выпустила линейку, где пони были представлены в виде девочек-подростков.
В 2010-м пони вслед за другими франчайзами Hasbro начали осваивать новые медиа и отправились на телевидение. Созданием адаптации занималась феминистка Лорен Фауст, которая хотела сделать умный мультсериал для девочек. Расшифровываем: в обычных мультиках для младшего школьного возраста персонажи были вопиюще правильными и, как следствие, однотипными, а в сюжетах не было места настоящему конфликту. Так возник «My Little Pony» (в России известен как «Дружба — это магия») — мультсериал, где не только было место для «настоящего конфликта» и «разнообразных персонажей», но для массы культурных отсылок, понятных только взрослой аудитории. Но, как ни удивительно, вовсе не они принесли сериалу популярность среди тех самых 35-летних мужчин с высшим образованием.
И дело даже не в самом сюжете, согласно которому сиреневый единорог Сумеречная Искорка со своими друзьями путешествует по миру пони Эквестрии и, совершая новые открытия, отсылает отчеты своей наставнице. Мало ли было фэнтезийных сериалов про компанию харизматичных друзей. Тем не менее вскоре вокруг MLP cформировался масштабный культ.
Поникульт. Великовозрастные фаны MLP именуют себя «брони» (от слов «бро» и «пони» — термин, кстати, подходит для поклонников любого пола) и «пегасестрами». Масштабы увлечения мультсериалом бывают самыми разными — кто-то его просто смотрит, другие заводят страницы на Tumblr и большие тематические блоги, третьи коллекционируют игрушки и пишут фанфики. Все они появляются на съездах фанатов (так называемых «брониконах») — в России это петербургский «Пониребрик» и московский «Руброникон». Пожалуй, самой одиозной ветвью фэндома были и остаются люди, которые путем разных психоделических практик создают «тульпу» — воображаемого пони, с которым можно разговаривать, гулять и даже заниматься сексом. Без комментариев.
В отличие от токсичных фанов «Рика и Морти», фэндом MLP — очень дружный и чуждый всякого рода конфликтов и перепалок, хотя на изменения в сериале фанаты реагируют довольно резко. Забавно, что сериал принес дружбу и магию даже в американскую армию, где военнослужащие устраивают локальные фан-клубы и украшают форму «кьютимарками». Все это, конечно, неоднократно высмеивалось в медиа и подвергалось нападкам в Сети. Брони становились героями юмористических скетчей и объектом травли хакеров, однако фан-база, как водится, устояла.
Пони и философия. Кропоткин в двух словах — это взаимопомощь и солидарность. По мнению философа, в дикой природе есть не только место для дарвиновской борьбы за выживание, но и для самоорганизации во имя общего дела. Именно это он и понимал под анархизмом, а вовсе не граффити с буквой «А» в круге, перевернутые машины и горящее здание парламента. Кропоткин считал, что без единого органа управления (то есть государства) люди организуют всевозможные гильдии и цеха, через которые и будут осуществлять самоуправление.
Такая картина представлена в MLP: пони делятся на земных (занимаются сельским хозяйством), пегасов (управляют погодой) и единорогов (владеют магией, что делает их своего рода универсалами). Формально в Эквестрии установлена монархия — ей правит принцесса Селестия, однако на деле она просто является гарантом гармонии в стране, отвечая за смену дня и ночи, и лично вмешивается только в кризисные времена. Помимо прочего, Кропоткин придавал огромное значение отдельной личности и рассматривал историю как ее противостояние с государством. Последнее стремится уничтожить личность и насадить свои порядки. В MLP такой проблемы не возникает — принцесса Селестия скорее наблюдатель — и крайне мягкий.
Раньше пони были ограничены в выборе профессии своей видовой принадлежностью. До основания Эквестрии в ней царил племенной строй — земные пони платили пегасам и единорогам дань за смену погоды и суточного цикла. После основания анархического строя такая кастовость быстро ушла в прошлое — на момент действия сериала земные пони могут заниматься не только сельским хозяйством (хотя продолжают быть занятыми преимущественно в нем).
В общем за, казалось бы, инфантильным «Дружба — это магия» стоит призыв к выстраиванию горизонтальных связей в обществе, а сама Эквестрия является образцом анархии. Удивительно, как «My Little Pony» еще не стал культовым среди анархистов сериалом.
«My Little Pony в кино» в российском прокате с 12 октября.