Пришельцы, панки и бунт против всех: самые необычные фильмы фестиваля «Маяк»
Закончился первый фестиваль актуального кино «Маяк», организованный «Кинопраймом». Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина посмотрела представленные фильмы — в программу вошли исключительно российские авторские ленты — и рассказывает о четырех самых необычных, где авторы экспериментируют с формой, селят пришельцев рядом с землянами и предлагают верить в силу фантазии, способной изменить мир.
Выпускники детдома арендуют шикарный коттедж, чтобы отметить начало взрослой жизни. На вечеринку они спускают все деньги, которые полагаются на выпускной и обустройство после него. Когда безудержное веселье заканчивается и наступает прощальное утро, они решают продолжить праздник — и вот коттедж превращается в неприступную крепость, которую штурмует ОМОН.
Перед премьерой «Королевства» — дебюта Рахмановой — программный директор «Маяка» Стас Тыркин спросил режиссера, как она относится к Ларсу фон Триеру. Почему Тыркин задал этот вопрос, быстро становится понятно: фильм будто снят по заветам придуманной фон Триером «Догмы 95» — на тряскую репортажную камеру (оператор Алишер Хамидходжаев), с участием непрофессиональных актеров. Исключение — Иван Решетняк из петербургского театра «Цех», который сыграл одну из главных ролей. У фон Триера, кстати, был сериал «Королевство», но картина Рахмановой больше похожа на другую работу датского автора — «Идиотов», герои которых притворялись умственно отсталыми и тоже бросали вызов обществу (пусть и немного в другом ключе).
«Королевство» вызвало у зрителей на фестивале диаметрально противоположную реакцию: одни остались в восторге, другим он показался манипулятивным и вторичным. Жюри оказалось в числе первых: Рахманова получила на «Маяке» приз за лучший дебют, а Алишер Хамидходжаев — за лучшую операторскую работу.
В альтернативной реальности инопланетяне еще в 80-х годах ХХ века высадились на Землю. И оказались не ужасными захватчиками или вестниками, которые принесли откровение, а довольно слабыми, нелепыми существами. Зачем они прилетели, выяснить так и не удалось. На вопрос пытаются ответить ученые, которые исследуют Виталиков (так в народе прозвали инопланетян) в специальных лабораториях. В одной из таких лабораторий работает медсестра Нина (Ирина Саликова), которая проникается симпатией к попавшему к ней после аварии Виталику.
«Контакты» Дмитрия Моисеева — фантастика про пришельцев, но фильм мало похож на блокбастеры «День независимости» или «Люди в черном». Место действия — разрушенные города и грязные, ржавые лаборатории (так в кино часто изображают постапокалипсис). В них работают уставшие ученые, отчаявшиеся разгадать причину высадки пришельцев и ответить на главный вопрос Вселенной и вообще. Пришельцы в этом неуютной мире давно стали чем-то привычным и почти не удивляют землян — попытки найти им какое-то применение (героиня Саликовой, например, пытается помочь больному отцу с помощью вещества под названием «прак», которое вырабатывают Виталики) никакого результата не дали.
Это странное, неуютное кино провоцирует на размышления и еще долго не отпускает. Дмитрий Моисеев заявил, что рассказанная история — гуманистическая, о «маленьких людях» и их месте во Вселенной. Но секрет, как наладить контакты с инопланетянами, тот же, что и с землянами, — это внимание и участие. Еще одна причина посмотреть фильм — Ирина Саликова, роль которой — одна из тонких на фестивале.
В якутской деревне друг напротив друга живут две похожие семьи — в каждой отец один воспитывает сына. Но один из соседей, наглый и агрессивный Влад (Евгений Николаев), постоянно унижает другого, молчаливого и робкого Ивана (Георгий Бессонов). Однажды Влад избивает Ивана на глазах его сына, и тот встает на сторону обидчиков отца.
Главная метафора прозрачна: чума — это насилие, которое распространяется с огромной скоростью, и скоро ею оказываются заражены не только взрослые, но и их дети.
Дмитрий Давыдов («Пугало», «Молодость») — один из самых ярких режиссеров якутского кино — нашел простое и вместе с тем очень хорошо соответствующее теме художественное решение: фильм почти полностью черно-белый, из-за чего происходящее на экране приобретает строгость и высокий пафос трагедии. Но Давыдов снял кино не беспросветное: режиссер предлагает если не решение проблемы, то надежду, и в финале даже в этот монохромный и мрачный мир проникают краски. Лента получила на фестивале приз за лучшую режиссуру.
Филипп (Эльдар Калимулин) из провинциального Металлогорска — поклонник группы «Яичный свет», главного представителя местной панк-сцены 90-х, которую прозвали металлогорским чудом (прозрачный намек на сибирский панк). Филипп даже устроил фанатский музей «Яичного света» у себя в квартире. Кроме личных вещей музыкантов там можно увидеть бензопилу, которой солист группы Сопля (Юра Борисов) отпилил себе голову на одном из концертов. Тогда, правда, все обошлось: голову приклеил на клей гитарист Костолом (Роман Евдокимов), и она приросла на место.
Однажды в музей к Филиппу приходит продавщица Марина (Анастасия Талызина). Они влюбляются друг в друга, и вскоре пара ждет ребенка.
«Год рождения» — новый фильм одного из самых необычных российских режиссеров Михаила Местецкого («Тряпичный союз», «Ноги — атавизм»), выхода которого пришлось ждать девять лет. Пожалуй, это самый зрительский фильм в нашей подборке. Но не отметить полет фантазии Местецкого не можем: он придумал собственный удивительный мир, в котором происходят чудеса — отрезанные головы прирастают на место, музыканты силой мысли покрываются татуировками, а мечты оказываются способны победить реальные проблемы. Эльдар Калимулин (этой осенью с ним вышел еще один отличный проект «Лада Голд») получил награду за лучшую мужскую роль. «Год рождения» выйдет в кинотеатрах 9 октября.
17.10.23, 12:06