Ирина Горбачева — о запрещенных шутках, новой этике и Варе Шмыковой
Этот год выдался для Ирины Горбачевой плодотворным: невероятная популярность «Чик», сейчас в прокате комедия «Обратная связь», продолжение прошлогодней «Громкой связи», а в своем инстаграме актриса анонсировала участие в третьем сезоне «Внутри Лапенко». BURO. поговорило с Ириной о переменах в ее жизни, цензурировании юмора и ошеломительном успехе Варвары Шмыковой.
Опиши свой 2020-й.
Один из лучших годов в моей жизни — год трансформации меня. Я начала активно сталкиваться с самой собой, видеть себя с не самых приятных сторон, и это меня побудило еще больше над собой работать, прокачивать себя. Этот год, как ни один другой, повлиял на меня с точки зрения проживания одного дня. Я не думала о плеяде дней, представляя, что у меня в запасе есть 10 — 40 лет и что я все еще успею, а появилось качественное проживание одного дня. Если по какой-то причине с утра отсутствует желание проживать этот день, то я пытаюсь это изменить: делаю тренинг, правильно дышу, медитирую, чтобы заново переподключиться к жизни. План дня у меня стал таким: открыла глаза и сразу будто подключилась к розетке. Если что-то в организме дает сбой, то это теперь сразу чувствуется. А раньше я на таких сбоях могла просуществовать несколько дней. В пандемию появилось слово «сейчас», а не «потом».
Как вообще прошла изоляция? Для творческого человека это сложный период?
Для меня суперски: меня все радовало, мне все нравилось и доставляло удовольствие. Моя жизнь переформатировалась под онлайн-режим, а работы стало только больше. Я не изолировалась полностью ни разу за весь карантин. Я просидела дома дня три от силы, а потом стало накрывать, и я села в автомобиль и просто поехала. Я отказалась быть запертой в четырех стенах. Я понимаю, что коронавирус существует, люди умирают, но я отношусь к этому всему как к божественному провидению. Я даже не хочу называть это естественным отбором, потому что это как-то жестко звучит. Я бы сказала, что это планетарная карма в человеческом масштабе. Это борьба за то, станем ли мы более просветленными, ответственными, любящими, позитивными и так далее. Мы можем закрыться дома, переживать, бояться болезни и от нервного срыва получить инфаркт или инсульт. Человек сам выбирает, паниковать ему или нет. Вот я осознаю, что склонна к панике. Один раз за пандемию я ее поймала и все: сразу потом себя остановила и отказывалась слушать любые статистики по ковиду. Я живу в своем мирке, и если мне суждено заболеть, то до меня это дойдет по-любому. Но я точно не собираюсь из-за этого волноваться и переживать заранее. Я не Господь Бог и не буду себя винить за то, что могла кого-то заразить. Это произойдет со мной или с другими, если так предначертано судьбой: всем все прилетает по адресу. Я хочу встречаться с людьми и жить полноценной жизнью, которая мне нравится. Для меня жизнь в затворничестве — ненормальная история.
Ты не переболела?
Мне кажется, я переболела еще в самом начале, переезжая из Гонконга в Америку, но антител сейчас нет. Времени просто уже много прошло, но я тогда подхватила точно что-то серьезное. И даже если это был не коронавирус, то я им переболею по-любому.
Нет страха перед 2021-м, что он не будет таким крутым? Вообще какие планы на следующий год?
Я от него ничего не жду, потому что нет планов — только намерения. За каждым планом стоит доведение начатого до конца, а оно тебе по ходу движения может уже разонравиться. Не бросать же на полпути, надо доделать. А почему не бросать? Почему не переключиться, не сделать по-другому либо трансформироваться? А любые ожидания вообще сплошное разочарование, потому что главную роль играют обстоятельства.
У меня хорошо развита интуиция, и я предчувствовала, что 2020-й будет очень интересным годом. Я знала, что мы много будем заниматься самими собой, не будет прежнего ритма жизни и суматохи, которая всегда со мной раньше происходила. В связи с 2021-м у меня есть ощущение фейерверка. Я не знаю, каким он будет, но он ассоциируется у меня с брызгами шампанского.
Ты не устала за этот год от того, что свалилось после «Чик»? Не было эмоционального выгорания?
Оно было у меня только после того, как мы досняли проект, и сразу начались съемки в «Обратной связи». Вот тогда мне было тяжеловато включиться в работу, особенно в другой жанр. «Чики» были для меня мегаэнергозатратным периодом, потому что параллельно еще в личной жизни много чего происходило. Это был один из самых трешовых периодов за последние пару лет. А когда пошла волна восторга после выхода сериала, я только радовалась. Было ощущение праздника от того, что у нас получилось и сошлось.
Пресыщение свалилось на Варю Шмыкову и Иру Носову, а со мной все то же самое произошло в 2016-м. Помню, как в самом начале сказала Варе, что камаз с пряниками перевернулся, а теперь надо быть внимательнее, потому что все захотят с ней дружить, все превратится в круговорот подарков в природе. Я помню время, когда меня заваливали подарками, и ты каждого был обязан отблагодарить, потому что это все-таки не совсем подарок… И все это потом складируется дома, что-то ты передариваешь, выбрасываешь — и вот тогда приходит пресыщение. В 2016-м у меня было по 10 встреч в день и 18 фотосъемок в месяц. Помимо этого я играла в театре, и еще хотелось хоть немного времени на личную жизнь. Тогда я поняла, что важно отстаивать личные границы. То есть я сначала объелась этим всем, а потом начало дико тошнить. Как будто родители тебя заставляют съесть все блюда разом, а тебе надо ответить «второе и тортик я не буду — сегодня я на диете».
Поговорим о «Квартете И». Многие считают их мужской юмор неэтичным на сегодняшний день. Ты сама как относишься ко всем новым течениям?
Новая этика — это для меня все пустые слова. Когда мы сидим в кафе и с подружками обсуждаем своих молодых людей или вообще мужчин, то не отбрасываем шуточки? «Квартет И» — это очень воспитанные, интеллигентные люди с невероятной самоиронией. Просто их формат — юмор в адрес женщин. Если в стендапе табуировать такие темы, то это никого не зацепит уже. С этой новой реальностью у нас скоро не будет никакого юмора. Где доставать новые темы для шуток?
Это стало выходить на новый уровень… Многие международные компании прерывают контракты за неосторожные высказывания.
Меня это, к счастью, пока не касается. С одной стороны, мы тоже летим в эту бездну, но я не верю, что мы пойдем американским путем, потому что у нас совершенно другая ментальность. Мы все равно не такие ребята, как они. Мы схожи только в том, что любим впадать в крайности: у них это права человека, а у нас — люди без прав. Я не поддерживаю запреты вроде цензуры. Это самое ужасное, что вообще может происходить. Любое действие порождает противодействие, и об этом надо помнить.
Ты считаешь, что можно шутить на любые темы?
Смотря где и как: всему должны быть свои время и место. Не надо на похоронах жестко шутить о покойном. Юмор становится жестче как раз из-за табуированности. Если ты издеваешься над человеком, унижаешь его, это не имеет отношение к юмору. Для такого есть свое слово — «издевательство», а шутка она сама по себе добрая.
А если ты считаешь себя правой, но рекламодатель просит извиниться? Сделаешь это?
У меня были непубличные ситуации, в которых я считала себя правой, но меня просили извиниться. Так вот, я попросила прощения у души этого человека, а лично не подходила. Я буду отчитываться за свои проступки перед Господом Богом, а не перед системой, которая меня вынуждает. Если от извинения будет что-то зависеть…
Контракт, например.
… то и не влом подойти и сделать это для галочки, знаешь. Меня в институте хотели отчислить за то, что я нагрубила преподавателю. Ну и ничего: пошла и формально извинилась. При этом я считаю, что просто так никогда не прилетает, и через какое-то время ты сам перед собой начинаешь искренне раскаиваться за свое поведение. Та же ситуация с Ваней Дорном, которая произошла много лет назад, потому что он на «Дуде» как-то не так высказался: сначала я была на стороне Вани и очень его внутренне защищала, а потом начала разбирать ситуацию и посмотрела на нее совсем с другой стороны. Если ты публичный человек, то ты должен нести ответственность за слова.
Теперь о фильме. Как относишься ко вторым частям в кинематографе?
С опаской, вторая часть всегда хуже, чем первая. Поэтому когда мне поступило такое предложение, я не была уверена в своем согласии. Я сказала, что буду участвовать только при условии, что будет сильный сценарий. В итоге я дождалась не только промежуточной, но и полной версии сценария, которая уже была оk.
Каким получился фильм?
Он в духе первой части, там одни и те же герои, опять же организовывается игра, но дальше события развиваются нетривиально. В картине затрагиваются тонкие и глубокие темы, такие как отсутствие оргазма в сексе супругов или нелюбовь матери к собственной дочери. Посмотрев фильм, я поняла, что это классная предновогодняя мелодрама в духе «Иронии судьбы».
А ты как зритель вообще фанат таких предновогодних штук?
Я считаю, что комедия должна быть все-таки с интеллектуальной подпиткой и интересными диалогами. И даже если это пошлый и тупой фильм, то в нем должен быть хоть какой-то интерес. Вот кстати «Телеведущий 2» — офигенское продолжение с максимально идиотскими персонажами. Такое мне нравится. А хорошие новогодние комедии на самом деле редко случаются. Наше поколение больше любит треш-жанр, угар. А «Обратная связь» — это интеллектуальный юмор на интересные темы. Вот почему мы пересматриваем постоянно «Иронию судьбы»? Это же ни разу не комедия: она разошлась с Ипполитом, влюбившись в человека, который спал пьяный в ее кровати в ее квартире. Секрет — в гуляющей от радости к грусти и безнадеги энергии. Такие фильмы — мои самые любимые.