Небо, самолет, гремлины: каким получился «Воздушный бой» с Хлоей Грейс Морец
18 февраля в прокат выходит «Воздушный бой» — эклектичный фем-блокбастер Розанны Лян, который имеет все шансы стать мощным высказыванием о женщинах на войне.
Для начала стоит сказать, что «Воздушный бой» прошел непростой путь, прежде чем добраться до большого экрана. Сценарий фильма написал Макс Лэндис (автор «Яркости» и «Виктора Франкенштейна»), но потом восемь женщин обвинили его в сексуальном и психологическом насилии и проект перешел к режиссеру Розанне Лян (имя же Лэндиса все равно осталось в титрах, так как этого требуют правила Гильдии сценаристов). Текст Лян переработала, а еще пригласила новозеландского композитора Мауйя Бриджман-Купера написать саундтрек. «Я создала «Воздушный бой», потому что хотела посмотреть, смогу ли я найти идеальный баланс между весельем, душевностью и ярким зрелищем», — признавалась режиссер. И, надо сказать, от ее вмешательства проект только выиграл. Мод стала более чувственной (и критики активно сравнивают ее с Эллен Рипли из «Чужого»), а в фильме появилась мрачная и одновременно бодрая звуковая дорожка. Именно она по большей части и держит зрителя в напряжении. Не будь в «Воздушном бое» этого электронного звучания в духе 1980-х (что-то очень близкое мы слышали в титрах сериала «Очень странные дела»), перед нами предстала бы совсем другая картина.
Сама же история начинается с того, как на летном поле появляется офицер Мод Гарнетт. У нее особое задание — сесть на самолет под названием «Хреновая затея» и доставить таинственный груз на Самоа. Исконно мужская команда такому прибавлению не рада — «бабу на борту» встречают тирадой сексистских шуток разной степени сальности. И даже перечисление боевых подвигов не поможет Мод добиться от них хоть капельки уважения — любая ее фраза будет встречена придурковатым смехом. Воспринимать ее серьезно никто не собирается: сразу после вылета незваную гостью ссылают в нижнюю «башню» — стрелковый отсек в военных самолетах. И потому первая часть картины очень камерная. Она напоминает все «фильмы одного актера» разом — «Лок», «Погребенный заживо», «127 часов». Зритель видит лишь лицо Мод, слышит ее разговоры с командой (а точнее, как она отбивается от череды нападок и обвинений), вместе с ней замечает первые поломки самолета и ту самую тень на крыле. Надо сказать, Хлоя Грейс Морец отлично выдерживает этот моноспектакль. Второй же акт — фантастический боевик с кучей отличных экшен-сцен. Жанр надо держать в голове, когда героиня ползет по фюзеляжу самолета в надежде спасти таинственный груз или когда ее отбрасывает взрывной волной, — это поможет каждому зрителю наслаждаться такими моментами, а не упрекать создателей в нереалистичности. Да и о каком реализме может идти речь, когда в иллюминаторе появляется гремлин?
«Воздушный бой» — фильм, который объясняет всем как связаны пилоты, техника и мифические существа из английского фольклора. А еще это история о женщине, которая может все. Гротескная история, но тем не менее. Любая из сцен фильма — будь то перестрелка с японскими авианосцами, перепалка с мужланами, рукопашная схватка с гремлином (и то, что вы увидите сразу после нее, — не будем спойлерить) — не дань вездесущей фем-повестке, как кажется многим агрессивным зрителям, а посвящение всем невероятным женщинам, которые прошли Вторую мировую. Всем тем, кто сражался наравне с мужчинами и каждый день, как Мод, воевал не только с фашистскими захватчиками, но и с мизогинией. Летчицы, медсестры, снайперши — у войны все-таки было женское лицо. В одной только Красной армии насчитали свыше 600 тысяч женщин-добровольцев. Так что обязательно досмотрите титры «Воздушного боя» до конца — они украшены реальными съемками и фотографиями героинь тех лет. И эти снимки растопят даже самое холодное сердце.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7