Гомоэротика, толерантность, фото на полароид и лучшие портреты Патти Смит
С 17 по 23 сентября в Москве проходит второй фестиваль фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia Film Festival. В программе — документальные и игровые картины о художниках, режиссерах, архитекторах и арт-мире в общем. Один из фильмов — байопик знаменитого американского фотографа Роберта Мэпплторпа, снимавшего в 1960–1980-е годы. Мэпплторп дружил с нью-йоркской богемой, снимал звезд, работал с противоречивыми и даже скандальными для того времени темами. Buro 24/7 рассказывает, что нужно знать перед просмотром фильма «Мэпплторп».
Тимонер — режиссер «Мэпплторпа». Она успешный документалист и пока является единственной обладательницей двух главных призов авторитетного фестиваля независимого кино «Сандэнс» в категории документальных фильмов. Тимонер также участвовала со своими работами в других престижных фестивалях инди-фильмов SXSW и TriBeCa.
Тимонер сняла известную документальную ленту DIG! о сложных взаимоотношениях американских групп The Dandy Warhols и The Brian Jonestown Massacre, переключавшихся с любви друг к другу на ненависть и обратно. Эта картина неизменно попадает в списки обязательных к просмотру фильмов о музыке. DIG! и другую документалку Тимонер We Live In Public взял в свою коллекцию нью-йоркский музей современного искусства МоМА.
«Мэпплторп» — первый игровой фильм Тимонер, хотя жанр байопика и может считаться близким документальному. Тимонер сама написала сценарий к картине и сама же ее продюсировала.
Мэпплторпа у Тимонер играет британский актер Мэтт Смит, наиболее известный ролью Доктора Кто в одноименном сериале. Смит стал одиннадцатым по счету исполнителем главной роли в этом шоу и самым молодым из всех актеров, бывавших эксцентричным Доктором. Смит также играл принца Филиппа — мужа Елизаветы II — в первых двух сезонах сериала «Корона», прославившего актрису Клэр Фой.
Мэпплторп начал снимать в конце 1960-х, в 1970-е у него были первые масштабные выставки, и в 1980-е он уже вовсю работал над коммерческими заказами, а не только над своим искусством. В те времена нью-йоркский арт-мир кипел по всем направлениям: тогда и там работали Энди Уорхол, Кит Харинг и Жан-Мишель Баския, по обе стороны Атлантики менялась и создавалась поп-музыка, благоденствовал легендарный клуб CBGB, пришла эпоха диско, в подполье начала бурно расцветать гей-культура. В этом бурлящем котле оказался и Мэпплторп, снимавший бунтарей и артистов, ставший частью передовой богемы и говоривший в своих работах о гомосексуальности.
Его работы вызывали мощный резонанс, потому что как раз в то время в США шло активное противостояние между консервативными политиками и либеральной молодежью и свободолюбивым арт-сообществом. Иногда под влиянием этой борьбы закрывались выставки и отменялись концерты, которые некоторые консерваторы считали слишком декадентскими и разрушающими.
Важно также, что, когда Мэпплторп начинал свою карьеру, фотография не считалась искусством и инструментом художника, и Мэпплторп стал одним из тех, кто смог перевернуть это представление о фотографии.
Феминистская икона, рокерша, поэтесса и художница Патти Смит познакомилась с Мэпплторпом на улицах Нью-Йорка. Мэпплторп происходил из обеспеченной семьи, а Смит приехала из небольшого городка почти без денег и была бездомной. Смит и Мэпплторп надолго стали друг для друга главными опорами в жизни. Они были любовниками, друзьями и музами. Мэпплторп снял почти все самые известные портреты Смит, а она позже описала их отношения в книге «Просто дети».
Мэпплторп начинал снимать на полароид. Эти же камеры очень любил и Энди Уорхол, с которым Мэпплторп подружился и снял (но не на полароид) один из лучших фотопортретов художника, ушедший на аукционе в 2006 году за более чем 600 тысяч долларов. Первую среднеформатную камеру Мэпплторпу подарил куратор фотографии Метрополитен-музея Джон Маккендри. Это была камера Hasselblad.
Мэпплторп считается провокационным фотографом в первую очередь из-за обращения к теме секса. Он снимал полностью обнаженных мужчин и женщин, стал главным по гомоэротике и использовал для снимков элементы БДСМ. Мэпплторп сам активно участвовал в БДСМ-практиках и находил моделей для своих фотографий в подпольных гей-клубах.
Мэпплторп стал первым фотографом, так явно и открыто рассказывающим, что значит быть геем и как выглядит гомосексуальная любовь. Это было не только новаторски, но и очень смело: в 1980-е США содрогались от эпидемии СПИДа, которая подняла волну гомофобии и демонизации ЛГБТ-сообщества, потому что считалось, что главные разносчики СПИДа — гомосексуалы.
У Мэпплторпа был воистину дар говорить о сексе с помощью отвлеченного на вид изображения. Он известен в том числе и своими снимками самых разных цветов и растений, и большинство из этих фотографии вызывают четкие ассоциации с сексом и эротикой. Мэпплторп снимал цветы, чтобы тренироваться ставить свет, но довольно быстро увидел в них эротическую энергетику. Фотограф даже как-то сказал, что «мужской член и, например, цветок — одинаково изящны».
Мэпплторп, кажется, остро чувствовал проблемы всех меньшинств, в том числе национальных. В его фотографиях встречается и эта тема. Например, когда у него в кадре появляются белая и чернокожая модели, и на снимке они изображены как равные и мало отличимые на этой конкретной фотографии друг от друга люди.
Мэпплторп скончался в возрасте 42 лет 9 марта 1989 года от осложнений, вызванных СПИДом. Когда стало известно, что у фотографа СПИД, его работы выросли в цене. Незадолго до смерти Мэпплторп успел основать фонд своего имени для сохранения своего наследия, но The Robert Mapplethorpe Foundation также занимается финансированием исследований, связанных с предотвращением и лечением СПИДа.