Данила Козловский — российский Джордж Клуни?
С сегодняшнего дня в российском прокате появился фильм «Тренер» — режиссерский дебют Данилы Козловского. Кино получилось таким же духоподъемным, как и «Движение вверх», но гораздо более злободневным. Кинокритик Егор Москвитин разбирается, в чем сильные и слабые стороны картины и чем Козловский похож на Джорджа Клуни.
Напортачив в решающем матче против Румынии, капитан сборной России Юрий Столешников (Данила Козловский) сначала устраивает картинную истерику на дорогах Москвы, а потом на два года прячется от судьбы в грязи любительского регби. Сцена истерики зрителя сразу пугает: кажется, что спортивный автомобиль в подземном тоннеле вновь унесет пьяного героя Козловского в царство «Духлесса». А вот эпизод с регби, наоборот, вдохновляет: из той же грязи, если вспомнить фильм «Любовь вне правил», вырос такой большой режиссер, как Джордж Клуни. Как выясняется дальше, Козловский тоже обожает Синатру, не стесняется своего гражданского пафоса и так же педантично подходит к постановочному процессу. И тоже остается очень дельным человеком, не забывая думать о красе ногтей, благо тренерам, в отличие от футболистов, можно наряжаться. Выходит, Данила Козловский — русский Джордж Клуни? Почему бы и нет.
Регбистская карьера героя заканчивается, когда на связь с ним выходит директор новороссийского футбольного клуба «Метеор» Лара (Ирина Горбачева) и предлагает Столешникову возглавить команду. Он соглашается — и спускается из глянцевого рая Российской премьер-лиги в болотистый ад Футбольной национальной лиги. В страшное-страшное место, где игроков кормят колбасой, капитаны делают ставки против собственных команд, судьи перед матчами берут по взятке с каждого клуба, а восходящих звезд при первой возможности перепродают в верхние дивизионы. Зато теперь Столешников будет жить в провинции у моря, чаще видеться с физиотерапевтом «Метеора» Варей (Ксения Зуева — соавтор сценария, муза Козловского и режиссер будущего фильма с ним в главной роли «На районе») и реже — со своим требовательным отцом (Андрей Смоляков, сам изображавший футболиста в советском хите «В начале игры»).
Одиссея капитана Столешникова в Новороссийск — история на стыке, как ни странно, гоголевского «Ревизора» и соркинского «Человека, который изменил все». В продюсерах значатся те же люди, что и в «Легенде №17» и «Движении вверх», но «Тренер» — не парадный спортивный блокбастер о победах былых времен, а немного тревожный и по-обломовски тягучий сон о России, в которой, наверное, хотелось бы жить молодым. Где за песнями Синатры и M.I.A. следуют баллады «ДДТ» и «Последняя поэма» из «Вам и не снилось» в исполнении бородатых болельщиков. Где Москва перестает быть центром притяжения, женщины ловко управляются с якобы мужскими делами, а у коррумпированных чиновников вдруг рождаются совестливые дети. Где энтузиазм и воля кучки людей приводят к тому, что провинциальный клуб выходит на бой со «Спартаком». И где все эти чудеса происходят не по щучьей санкции, а в результате системной работы над ошибками. Невозможной без их признания и твердых договоренностей — хотя бы внутри команды из двух десятков человек.
Сознательно или нет, но Данила Козловский уже много лет проговаривает эту концепцию патриотизма устами самых разных своих героев: и гламурного бунтаря из «Духлесса», и юриста с ружьем из «Дубровского», и побитого романтика из мелодрамы «Статус: свободен», и смелого актера травести-шоу из «Весельчаков». Но там, где персонаж «Духлесса» только кричал, что хочет, чтобы «и здесь как-то нормально было», а в любой непонятной ситуации бежал на Бали, герой «Тренера» берет и делает.
Его методичность и упрямство напоминают стратегию героя «Человека, который изменил все», и есть предостаточно свидетельств, что похожим образом режиссер Козловский вел себя и на съемочной площадке. И Ирина Горбачева на радио, и Олег Меньшиков на своем ютьюб-канале говорят о Козловском одно и то же: постановщик без опыта, он решил попробовать снять все по американской системе. Не все актеры — да и не весь сценарий — соответствуют этой задаче, а фильм вполне справедливо ругают за то, что герой Козловского очень долго не решается отдать пас другим. В сценарии «Движения вверх» командной игры было гораздо больше; «Тренер» же, как и следует из его названия, эгоцентричен. С другой стороны, фильм о том, что все начинается с одного человека, и не мог быть устроен иначе. А счастливых случаев, когда актеры стали режиссерами и решили снимать себя, предостаточно — тот же Джордж Клуни.
Если сравнивать российское кино с футбольным полем, то это поле, на котором только-только затянулись лужи и появилась относительно четкая разметка. «Тренер» выводит на это поле новую команду, за которую будет очень интересно болеть.
Другие истории
Подборка Buro 24/7