Дневники Московского кинофестиваля: спасибо, что живой
Вчера вечером открылся 42-й Московский кинофестиваль, вопреки прогнозам — в офлайне. До 8 октября отобранные фильмы будут показывать на разных площадках в Москве. BURO. рассказывает, как во время эпидемии проходит ММКФ и что на нем стоит посмотреть, если вы рискнете.
Московский кинофестиваль в этом году в одном ряду с Венецианским и Берлинским — в том смысле, что в отличие от многих других он все же проходит — и проходит в офлайне. Правда, удалось это со второй попытки: утвержденные апрельские даты ММКФ из-за эпидемии перенесли на октябрь. Несмотря на пугающую статистику и постоянные заявления властей о второй волне — пусть и о том, что ее нет, — вчера Московский фестиваль все же открылся.
На дверях «Октября» — по традиции главной площадки фестиваля — висит объявление, что это «безопасный кинотеатр». На входе обязательная рутина коронавирусной эпохи: зрителям измеряют температуру и раздают маски (без них внутрь не пустят). В залах непривычно просторно — теперь садиться можно только через одного. Впрочем, на прошедшей вечером 1 октября церемонии открытия ММКФ в Пушкинском звезды были без масок — в отличие от охранников и персонала. Для сравнения, на недавно закончившейся Мостре маска была самым популярным аксессуаром.
Изменения из-за пандемии есть не только в правилах посещения, но и в программах: российского кино на фестивале в этом году особенно много, и это с учетом того, что ММКФ и в мирные годы к нему очень благосклонен. В основном конкурсе из 13 фильмов — пять российских или снятых в копродукции с Россией. Это новая картина Валерия Тодоровского «Гипноз», «Блокадный дневник» по воспоминаниям поэтессы Ольги Берггольц, драма «На дальних рубежах» с Викторией Толстогановой, фантазийная «Мелодия струнного дерева» про духовные путешествия Велимира Хлебникова и снятая в копродукции с Азербайджаном «Дочь рыбака» про сложную жизнь женщин в рыбацкой деревне. Самый именитый претендент на главную награду — Ким Ки Дук, который в прошлом году возглавлял жюри ММКФ, в конкурсной программе его новый фильм «Растворяться». Лента, снятая в Казахстане, напоминает «Двойную жизнь Вероники» Кшиштофа Кесьлёвского — впрочем, после предыдущего, откровенно неудачного фильма особых ожиданий на счет режиссера нет.
Фильм открытия в этом году тоже российский — это сказка «Серебряные коньки», которую снял режиссер-дебютант Михаил Локшин. Картина выйдет в прокат в декабре, и журналистов заставили подписать строгое эмбарго: до зимы нельзя не только раскрывать сюжетные твисты, но и публиковать «любые отзывы и оценочные суждения». Непонятно, к чему эти препоны: «Коньки» — та самая волшебная сказка, которой за всеми «Елками» так не хватало на новогодних праздниках. Действие фильма происходит в Петербурге накануне нового 1900 года, главные роли сыграли Федор Федотов и Софья Присс (для них это первый большой проект в кино), отличные роли у Юры Борисова, Юрия Колокольникова и Тимофея Трибунцева (как всегда). Это зрелищное кино — и хочется верить, что к Новом году кинотеатры будут открыты и мы действительно сможем посмотреть его на большом экране.
Самое любопытное на ММКФ, как обычно, в параллельных программах, куда отбирают выдающиеся фильмы с других фестивалей. Например, среди «Фильмов, которых здесь не было» — так красноречиво называется программа, собранная кинокритиком Стасом Тыркиным, — «Еще по одной» датчанина Томаса Винтерберга, одного из создателей «Догмы 95». Четверо школьных учителей, одного из которых играет Мадс Миккельсен, переживающих кризис среднего возраста, решают проверить теорию, что человеку, для того чтобы быть счастливым, не хватает половины промилле в крови и нужно все время быть чуть нетрезвым. Фильм моментами очень смешной, моментами пронзительно грустный — разительно напоминает «Мужей» Джона Кассаветиса. Винтерберг приходит к похожему заключению: пить — это весело, но потом все равно придется трезветь.
В другой параллельной программе «8 1/2 фильмов» покажут новый фильм одного из ключевых авторов румынской новой волны Кристи Пую «Мальмкрог», его привезли с последнего Берлинале. По сюжету в аристократическом доме собираются гости, чтобы встретить Рождество, но начавшаяся за столом дискуссия со временем перерастает в жаркий спор, который никого не может оставить безучастным. В «Мальмкроге», как и в предыдущей картине Пую «Сьераневада», много разговаривают — практически все 200 минут экранного времени. Кроме того, среди «8 1/2 фильмов» — новая картина французского классика Филиппа Гарреля «Соль слез», также с Берлинале (BURO. писало о ней здесь). Еще покажут обладателя специального приза жюри на последнем Венецианском кинофестивале — антиутопию «Новый порядок» мексиканца Мишеля Франко и участника прошлогодней Мостры «Субботний роман» китайца Лоу Е, снятый в эстетском ч/б.
В секцию «Спектр» отобрали фильмы «Наркомама» с Изабель Юппер в роли босса наркомафии и «Друзья на свою голову» с Венсаном Касселем и Беренис Бежо. В программе «Свободная мысль» — документальный «Коллектив» румына Александра Нанэу из прошлогодней Венеции про журналистское расследование пожара в клубе, которое выводит на крупную коррупционную схему. В секции «Мастера» — фильм мексиканца Артуро Рипштейна «Дьявол между ног», который интригует уже с названия. Наконец, вне всяких программ, есть специальные показы. «Берлин, Александерплац» — не знаменитый сериал Райнера Вернера Фассбиндера, а новый фильм немца Бурхана Курбани, который в этом году был на Берлинале. Кроме того, покажут «Уроки фарси» Вадима Перельмана с того же Берлинале и нового инфернального «Шерлока в России» — это сериал, который выйдет 22 октября на сервисе Start. BURO. берет обязательство, не щадя себя, отсматривать самое интересное и рассказывать о нем в фестивальном дневнике — главное, чтобы он не стал больничным.
02.10.20, 18:37
Другие истории
Подборка Buro 24/7