В четверг в России вышла в прокат финальная часть саги «Звездные войны». Мнения зрителей, журналистов и кинокритиков о новом фильме разделились — кто-то называет «Скайуокер. Восход» одним из лучших фильмов в эпопее, другие не скрывают своего разочарования. BURO. собрало в одном материале мнения российских и зарубежных кинокритиков, чтобы составить полную картину. И, кстати, тут нет спойлеров.
«Фильм старается задеть все возможные струны одновременно — и, скажем сразу, чаще по ним попадает, чем нет. <…> Ключевой мотив искупления исполнен настолько в лоб, что ему даже по‑настоящему веришь. Из кустов один за другим лезут гигантские напористые рояли. С ремесленной точки зрения фильм обсуждать одновременно трудно, глупо и не нужно. С чисто человеческой, зрительской точки зрения в конце хочется рыдать и сразу пойти на следующий сеанс. А лучше, конечно, пересмотреть всю сагу с самого начала (включая спин-оффы)».
«Это девятая и последняя глава саги, которую начал Лукас, и, хотя она может стать рекордным хитом, я не могу точно предсказать, примут ли фильм фанаты. Что я могу сказать, так это то, что „Скайуокер. Восход“ для меня самая элегантная, эмоционально завершенная и приятная часть „Звездных войн“ со времен частей „Новая надежда“ и „Империя наносит ответный удар“».
«Фильм Джея Джея Абрамса — приличное завершение фантастической истории семьи Скайуокеров, длящейся уже более 40 лет. Абрамс — сам примерный фанат бессмертного создания Лукаса — превратил финал магической саги в сакральный парад-алле. Связав франшизу нарядным бантом, вывел на сцену выживших и ушедших идолов и разнообразных пришельцев с планеты 3D, свел — как сумел — все нити, нашпиговал фильм цитатами, отсылками к прошлым частям, забавными ностальгическими деталями».
«Все, что я могу сказать, это „вау“. „Скайуокер. Восход“ — это много вещей: ужасающих, дарящих надежду, жестоких, непристойных и подходящих для правильного фансервиса. Но самое главное, что это достойное окончание этой невероятной, более чем 40-летней саги. Это не идеальный фильм, и я уверен, что в ближайшие дни и недели я найду много вещей, к которым можно придраться, но сейчас я улыбаюсь от уха до уха».
«Финал трилогии ставит жирный крест на всех заигрываниях с психологией персонажей и заполняет пустоту экшеном и чрезмерным фансервисом. Помните Татуин? Окей, вот вам еще одна планета с преимущественно песчаным покрытием. Помните милых крошечных роботов — R2-D2 и BB-2? В новых „Звездных войнах“ есть робот еще меньше и милее. <…> Ни на один важный вопрос фильм не ответит. А в финале большинство сюжетных линий вообще забываются, чтобы побыстрее пустить по экрану титры под музыку Уильямса».
«Примерно половину фильма мне казалось, что все грехи „Скайуокера. Восход“ можно списать на его предшественника, а сам фильм получился неплохим — учитывая изначальные условия. Но с течением времени число моментов, заставлявших нервно засмеяться, стало стремительно расти. К финалу я и вовсе задавался вопросом, точно ли я смотрю „Звездные войны“. Восьмой эпизод в сердцах обвиняли в том, что он был похож на экранизацию фанфика, но это было абсолютно несправедливое обвинение. <…> А вот „Скайуокер. Восход“ похож даже не на фанфик, а на историю по „Звездным войнам“, которую мог бы придумать ребёнок, впервые посмотревший все эпизоды запоем. Такое сочиняют в детстве: если флот, то из нескольких тысяч самых огромных кораблей, каждый с самой мощной пушкой во Вселенной».
«Трудно сказать, хороший это фильм или ужасный, но он определенно грандиозен. По-настоящему же важных показателей успеха для него существует лишь два: кассовые сборы — они, без сомнения, будут рекордными — и культовый статус в будущем, о котором сейчас говорить еще рано».
«„Звездные войны. Скайуокер. Восход“ — это определенно самый запутанный фильм „Звездных войн“. Многое мне понравилось, но первая половина настолько увязла в экспозиции, развитии сюжета, каких-то гаджетах, трансмиттерах и маячках, что мне показалось, будто тут должно быть три фильма».
«Можно было бы со спокойным сердцем говорить о хорошем, хотя и местами неуклюжем, завершении проекта, чьи создатели явно вложили в него любовь и желание порадовать зрителей, не делая больших уступок тем или иным внутренним кланам. Однако ложкой дегтя оказывается самая последняя, идеологически сверхважная сцена фильма».
«Самым слабым звеном оказался сценарий: диалоги и мотивации персонажей настолько схематичны, что иногда невозможно сдержать смех. Но зато есть масштабные битвы на мечах, неожиданные камео и пара-тройка по-настоящему трогательных моментов. И, конечно, невероятный Адам Драйвер. В маске, без маски, с мечом и без меча, он выводит своего героя на шекспировский уровень и заставляет чувствительных зрителей тонуть в слезах».