История разоблачения грандиозного лабораторного стартапа Theranos и его честолюбивой хозяйки
Этой весной HBO в ударе: вслед за скандальным фильмом «Покидая Неверленд» телеканал представляет ленту The Inventor: Out for Blood In Silicon Valley. Новая документалка рассказывает историю Элизабет Холмс — небезызвестной основательницы компании Theranos. Этот проект вырос из амбициозного стартапа в крупный бизнес всего за десять лет: в 2014 году капитализацию Theranos оценивали в 10 миллиардов долларов. Стремительный рост объяснялся до гениальности простой идеей: Холмс утверждала, что она и её команда разработали технологию, с помощью которой любой клиент может узнать о своём физическом и психическом здоровье абсолютно всё. И всё, что для этого было нужно, — лишь капля крови.
Впрочем, даже у такого гиганта, как Theranos, нашёлся «небольшой» недостаток — секретная технология, придуманная Холмс, оказалась фикцией. Падение империи началось в 2015 году с материала журналиста Джона Каррейру в The Wall Street Journal, и всего за год стоимость компании упала больше чем в 10 раз — до 800 миллионов долларов. В сентябре прошлого года стоимость Theranos признали равной нулю. Когда о фальсификациях компании стало известно не только узкому кругу её руководителей, последовали санкции контролирующих органов и двухгодичный запрет Холмс работать, руководить или владеть медицинскими лабораториями. В 2015 году Элизабет Холмс с состоянием в 4,5 миллиарда долларов попала в список 100 самых влиятельных людей планеты. Теперь же всё, что светит визионерке, — это штраф в 250 тысяч долларов и 20 лет тюрьмы за мошенничество в особо крупном размере. Buro. рассказывает, почему новый фильм HBO однозначно достоин вашего внимания.
Theranos — величайшая афера
в истории Силиконовой долины
Легенда гласит, что идея Theranos родилась из детского страха самой Холмс перед медицинскими иглами: девочка так сильно ненавидела сдавать анализы, что однажды решила избавить человечество от страшных шприцов. Своей главной разработкой она видела небольшой тестер размером с банковскую карту, на внутренней поверхности которого располагались микроиглы. Любой пациент, просто приложив палец, без боли и страха расставался с несколькими каплями крови, которые умный гаджет анализировал и отправлял бы по Wi-Fi прямиком лечащему врачу. Но ноу-хау так и не случилось. Зато вместо него появился «нанотейнер» — крошечный сосуд высотой в один сантиметр и 29 миллиметров, в котором кровь пациентов и доставляли в лаборатории. Секретная технологий никем не рецензировалась, а механизм работы Холмс и её команда тщательно скрывали, ссылаясь на коммерческую тайну. Уже по факту становится понятно, что анализ крови получали не на собственной «суперэффективной» системе Edison, а используя существующие технологии Siemens — и никому про это не рассказывали. Ничего революционного в этих исследованиях, разумеется, не было. Но даже опыт немецкой компании не помог Theranos остаться на плаву, ведь результаты их исследований как минимум были неточными, как максимум — вредительскими. Однако до того, как стало известно о неэффективности разработок Theranos, Элизабет Холмс успела позвать в совет директоров Уильяма Перри (бывшего министра обороны США), Джорджа Шульца (бывшего госсекретаря), нескольких экс-сенаторов и даже Генри Киссинджера. В число инвесторов попал и Руперт Мёрдок: даже такой гуру инвестиций не устоял перед амбициозным стартапом.
Становление и крах Theranos хорошо изучены и подробно описаны, а автор нашумевших расследований Джон Каррейра даже успел написать книгу Bad Blood: Secrets and Lies in a Silicon Valley Startup. Режиссёром нового фильма стал Алекс Гибни, известный по «Наваждению» — ещё одной документальной картине, посвящённой тайнам сайентологической церкви. В 2008 году документалист получил «Оскар» за «Такси на тёмную сторону» — экранизированную историю афганского таксиста, погибшего в 2002 году от пыток американских спецслужб. Гибни исследует феномен компании, чьи разработки казались революционными, но больше всего его интересует феномен самой Элизабет Холмс — сильного, упорного и целеустремлённого молодого учёного, идеальной женщины в Силиконовой долине. И как тут не поверить её обещаниям перевернуть консервативное здравоохранение?
Стив Джобс в юбке
Элизабет Холмс часто называли «Стивом Джобсом в юбке», и бизнесвумен тщательно поддерживала этот имидж. Что говорить, если даже идею собственного гардероба, почти целиком состоявшего из чёрных брюк, жакетов и водолазок, она скопировала у создателя корпорации Apple. Униформенный стиль отлично помогал играть роль чудаковатого гика, которому нет дела ни до чего, кроме собственного дела. И прессе очень нравился этот загадочный образ: в разное время Холмс загадочно улыбалась с обложек Forbes, Inc. и Fortune. Последний, посвятив Холмс в 2014 году восторженную статью, уже через два года включил её в список 19 «самых разочаровывающих» лидеров во всём мире.
В фильме Гибни снялось множество журналистов, писавших хвалебные оды создательнице Theranos, — и, как замечает американский Vanity Fair, многие из них до сих пор ею очарованы. Все они рассказывают, как Холмс при встрече поразила их своей искренностью и тонким умом. «Когда Холмс врала, она врала не просто публике, а прессе, — пишет кинокритик К. Остин Коллинс. — Фильм показывает, что её враньё было нормой для Силиконовой долины, ведь это культура людей, решивших сделать невозможное возможным. Их поддерживают инвесторы, которые — как и большинство из нас — цепляются за убедительную историю и харизматичную личность. Они важны не меньше, чем цифры».
Тиран, обманщица или визионерка?
О бизнес-манерах Элизабет Холмс слагали легенды. Предпринимательница была так сильно помешана на конспирации, что лично собеседовала каждого нового сотрудника, а после — ещё и заставляла подписывать ворох документов о неразглашении. Рассказать правду о том, как устроен медицинский стартап, они не смогли бы даже после увольнения: трудовые договоры составлялись таким образом, что при нарушении хотя бы одного пункта бывших сотрудников ждали многотысячные штрафы. В Theranos читали все их письма, контролировали все контакты — якобы для того, чтобы «секретную технологию» не унесли конкурентам. Элизабет Холмс строила культ собственной личности: предпринимательница требовала личной преданности делу, а недостаточно лояльных (по её мнению, разумеется) сотрудников попросту увольняла. Но была ли она той мошенницей, какой её рисуют сегодня? Может быть, талантливую бизнесвумен с гениальной идеей подвела команда, так и не сумевшая понять и воплотить её замысел? Действительно ли Холмс верила в то, что делала, или сознательно обманывала сотни тысяч людей только для того, чтобы увеличить свой собственный банковский счёт? Режиссёр отвечает и на эти вопросы. Дата премьеры в России пока не известна, но The Inventor: Out for Blood In Silicon Valley однозначно будет достоин нашего внимания.