Даже для феминизма
21 июня в прокат выходят «8 подруг Оушена», спин-офф трилогии Стивена Содерберга о хитроумных ограблениях (которая, кстати, тоже была ремейком картины 1960 года). Важный нюанс: Джорджа Клуни, Брэда Питта и всех прочих аферистов заменили статными дамами, которые похищают бриллианты под руководством Сандры Буллок и Кейт Бланшетт. С ростом новой волны феминизма и покупательской способности женщин голливудским продюсерам взбрело в голову, что подобное переосмысление франчайзов — это перспективная затея. В 2016-м общественность взбудоражили «Охотники за привидениями» с Мелиссой Маккарти и Кристен Уиг, также ходят слухи про версии «Неудержимых» и «Повелителя мух» с девчонками на первых ролях. Buro 24/7 разбирается, почему ничего хорошего подобный тренд не сулит.
На «фабрике грез» возможны невероятные чудеса, но только не равенство полов: в разделении труда существует ощутимый перекос в пользу мужчин. Центр изучения женщин в телевидении и кино (да, в США действительно есть организация, посвященная этому вопросу) каждый год не ленится подсчитывать долю девушек, занятых в кинопроцессе. В 2017-м на них пришлись всего 24% главных ролей в самых кассовых картинах, 37% важных партий и 34% второстепенных (то есть с хоть какими-то репликами в сценарии). Лишь 32% фильмов отважились задействовать сразу 10 или более женских персонажей, в то время как для мужчин этот показатель составляет 79%. Причем девушки зачастую вынуждены выполнять скучноватые функции: от любовного интереса до дамы в беде, а то и вовсе просто говорящей мебели «для красоты».
Голливуд обратил внимание на красноречивые цифры и последовавшее за их обнародованием возмущение, и в последние годы все же наблюдается их незначительное выправление. На первый взгляд, ремейки классики со сменой полов протагонистов не такая уж гиблая идея, чтобы предоставить актрисам больше рабочих мест. Это часть общей тенденции, в ходе которой женщины все чаще захватывают экраны. Новая трилогия «Звездных войн» (и их спин-офф «Изгой-один») и «Чудо-женщина» выдвинули сильных особ на первый план и не прогадали. Подобные картины собирают кассу и показывают, что женщины могут вытягивать на себе даже блокбастеры, фантастику и боевики — жанры, традиционно ориентированные в большей степени на мужскую аудиторию.
Однако все это совсем не повод плодить перезапуски известных франшиз, попросту меняя всех ведущих актеров на актрис. Голливуд погряз в ленивой безыдейности, а желающие показаться прогрессивными продюсеры в действительности пекутся не о равноправии, а о легкой наживе. Трейлер «девичьих» «Охотников за привидениями» стал самым заминусованным в истории YouTube, а сам фильм получил посредственные оценки зрителей (5,3 на IMDb) и понес неслабые убытки. Сама концепция вызвала приступы негодования у поклонников оригинала, посчитавших, что над их детством надругались. Их боль легко списать на женоненавистничество, но дело отнюдь не только в нем.
В «Безумном Максе: Дороге ярости» персонаж Шарлиз Терон и банда девиц едва ли не превосходят по сюжетной важности самого Тома Харди, но в мужской (и не только) среде постапокалиптический боевик натурально боготворят. Его создатели действовали тонко: никак не меняя сути полюбившегося народу героя, они просто слегка его потеснили в тень, ввели новые интересные женские фигуры и получили сбалансированный ансамбль. Когда же необоснованная смена пола у протагонистов закладывается в основу агрессивного маркетинга, это распугивает имеющуюся фан-базу и настраивает ее против женщин, при этом совершенно не гарантируя привлечения новых зрителей. По умолчанию такая реклама должна заманить в первую очередь прекрасную половину человечества, однако едва ли она повалит на халтуру, скроенную по шаблону развлекательного «мужского» кино, лишь из-за пустого приема с гендерной перестановкой.
Наконец, акценты на поле исполнительниц автоматически делают их удобными козлами отпущения, пойди что-либо наперекосяк. Для ушлых продюсеров кассовый провал может стать аргументом не финансировать впредь проекты с женским составом, хотя причины неудач, разумеется, комплексные — как правило, сама картина попросту не ахти, как те же «Охотники». «Женщина-кошка» (2004) с Холли Берри и «Электра» (2005) с Дженнифер Гарнер на 10 лет поставили крест на сольных фильмах про супергероинь, поскольку киношные воротилы решили, что на них нет спроса. Они не учли, что ему неоткуда взяться, если снимать настолько душераздирающую туфту.
Смена пола второстепенных персонажей ради разнообразия не является бедой. В кинокомиксах вовсю меняют расу отдельных личностей (Ник Фьюри в «Мстителях», Домино в «Дэдпуле-2» и так далее), чтобы темнокожие люди тоже соотносили себя с соответствующими героями и не чувствовали себя чужими на этом празднике жизни. По той же логике может преображаться и гендерная принадлежность (например, Тильда Суинтон в «Докторе Стрэндже» или Джуди Денч в роли М в последних приключениях Джеймса Бонда). Тем не менее никто почему-то не спешит переснимать классику с исключительно актерами-афроамериканцами (надеемся, в Голливуде не подумают, что мы им подаем идею, — с них бы сталось). Столь радикальные решения должны быть как-то художественно оправданы. В бессмысленных ремейках женщины получают неоригинальные роли, которые обрекают их на сравнения с предшественниками, — кому это нужно?
Источник большинства зол кроется в том, что рождаются такие картины обычно усилиями мужчин. По данным уже упомянутого центра, у женщин-кинематографистов с трудовой занятостью все еще печальнее, чем у актрис. В 2017-м на 250 самых кассовых фильмах работали лишь 11% режиссеров и сценаристов «слабого» пола (среди продюсеров цифры получше, но и они не превышают четверти от общего числа). Когда мужчины берутся за чуждое для себя кино, нацеленное на женщин, полученный суррогат толком не востребован ни у одной из аудиторий.
Зрители и индустрия в целом выиграли бы от появления оригинальных франшиз со смешанным актерским составом или даже с полностью женским — лишь бы за ними стояли свежие идеи и компетентные люди, отдающие себе отчет в своих действиях. Увы, киношные воротилы опасаются вкладываться в непроверенные проекты. Казалось бы, успех «Девичника в Вегасе» должен был их раскрепостить, но на деле глобальных сдвигов в Голливуде так и не произошло, и продюсеры только набираются духу на эксперименты.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7