Гас Ван Сент в отличной форме и настроен оптимистично
Завтра, 23 августа, в прокат выходит новый фильм Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет» с выдающимся актерским составом и парой номинаций прошедшего Берлинале. Картина основана на биографии карикатуриста Джона Каллахана, вынужденного провести остаток жизни в инвалидном кресле после автамобильной катастрофы, в которую он попал всего лишь в 21 год. Buro 24/7 рассказывает, чего ожидать от нового детища режиссера фильмов «Харви Милк», «Париж, я люблю тебя» и «Умница Уилл Хантинг».
Джон Каллахан (Хоакин Феникс) — рыжий растрепа, отданный матерью на усыновление сразу после рождения. Он поражает воображение тем, сколько может продержаться на ногах при том количестве спиртного, которое потребляет. Однажды Каллахан приходит на вечеринку и уходит оттуда с новым знакомым Декстером (Джек Блэк), чтобы продолжать пить вместе. После обильнейших возлияний в местных барах эти двое еле-еле залезают в машину, Декстер засыпает за рулем и врезается в столб — так, что Каллахан оказывается навеки привязан к инвадидному креслу из-за паралича нижней части тела. В больнице он знакомится с сиделкой Анну (Руни Мара), с которой позже закрутит роман, а пока он просто чувствует себя слишком никчемным. Поначалу главный герой глушит тоску от жизни инвалида-колясочника привычным способом — алкоголем, но в какой-то момент понимает, что скатился на дно и нужно как-то выбираться. Он идет в локальное общество анонимных алкоголиков, которое ведет Донни (Джона Хилл) — милый блондин, богатый наследник, гей и сам бывший алкоголик. В новом окружении Каллахан заново открывает себя, заводит друзей и учится рисовать. Вскоре оказывается, что чувство юмора и примитивная манера рисования складываются в отличные карикатуры, вызывающие у одних гомерический хохот, а у других — клокотание оскорбленных чувств.
Если бегло ознакомиться с основной информацией о «Не волнуйся, он далеко не уйдет», то первым делом в глаза бросится, что это очередная вдохновляющая история преодоления трудностей, снятая любимцем интеллекуталов Гасом Ван Сентом с очень звездным составом — в него вошли Хоакин Феникс, Руни Мара, Джона Хилл, Джек Блэк и до недавнего времени более известные в мире музыки Бет Дитто с Ким Гордон. С такими исходными есть все шансы, что зритель столкнется с претенциозным кино, в первую очередь берущим именами и фразой «на основе реальных событий». Но можно вздохнуть с облегчением: «Не волнуйся, он далеко не уйдет» совсем не такой фильм.
Звездность состава забывается в момент: вся эта компашка знаменитостей на экране на сто процентов превращается в своих героев. Нет Хоакина Феникса в роли Джона Каллахана, а есть сам Джон Каллахан — инфантильный, асексуальный и порой жалкий. Лишенные даже намека на голливудскую сексуальность звезды держат внимание естественностью, которая делает эту историю цельной. Вдруг оказывается, что Бет Дитто — отличная актриса, а романтический дуэт Феникс — Мара вызывает симпатию, а не судороги, как это было в пресной «Марии Магдалине».
Удивительно и то, что, имея на руках героя в инвалидном кресле и участников общества анонимных алкоголиков, Ван Сенту удается избежать излишнего мелодраматизма или театрального фрик-шоу. По традиции Ван Сент работает с персонажами-отщепенцами, не вписывающимися в общество. Каждый из героев «Не волнуйся, он далеко не уйдет» по-своему инаков, но их держат вместе именно эта инаковость и желание избавиться от алкоголизма. Будучи сам открытым геем, Ван Сент, кажется, прекрасно знает чувство одиночества и потерянности, свойственные людям, не ощущающим себя своими в социуме.
Странно и то, что «Не волнуйся, он далеко не уйдет» не раздражает, соединяя в себе убедительное сообщение о вреде алкоголся сродни надоедливым предупреждениям на пачках сигарет, и цитаты, словно взятые из пабликов «ВКонтакте» для сильных людей. Возможно, все эти обычно отталкивающие приемы тут так хороши, потому что не бьют в лоб. То, что синопсис фильма принято излагать линейно, может сбивать с толку. На деле же события в «Не волнуйся, он далеко не уйдет» не идут друг за другом, как ровно нанизанные жемчужины на нитке бус. Гас Ван Сент разбивает повествование на куски и показывает их зрителю не в строго хронологическом порядке и с анимированными вставками, так что полная картина происходящего проявляется постепенно, расширяясь и усиливаясь в звучании. Иногда разные куски жизни героя так перемешиваются, что понять, к какому примерно времени относится та или иная сцена, можно только по отсутствию или наличию инвалидности у Каллахана. Поначалу скорее отталкивающий персонаж постепенно раскрывается так, что к нему невозможно испытвать ничего, кроме сочувствия.
В конечном итоге «Не волнуйся, он далеко не уйдет» — оптимистичный фильм про одиночество, прощение себя и других, принятие опять же себя и других и осознание своих проблем. Здесь, вроде бы, есть такие острые проблемы, как толерантность, недоступность среды для колясочников, гниль в системе соцзащиты и адаптация к жизни после радикальных потрясений, но Ван Сент все же выбирает разговор о любви в разных ее проявлениях, которая спасает героев и делает их мир таким выносимым и приятным.