«Последняя капля» — новый коктейль Софии Копполы из смеха, грусти и Билла Мюррея
У Лоры (Рашида Джонс) как будто все отлично: она пишет новую книгу, у нее шикарная квартира на Манхэттене, двое детей и любящий муж Дин (Марлон Уайанс, знакомый по ролям укурков в «Очень страшном кино» и «Не грози южному централу»). Но работа над книгой застопорилась, быт заел, а муж в последнее время постоянно в разъездах — после одного из них, как кажется Лоре, он странно на нее посмотрел, а из другого привез в багаже женскую косметичку. Чтобы узнать «мужскую точку зрения», она решает позвонить отцу Феликсу (Билл Мюррей), арт-дилеру и ловеласу, который даже в свои почтенные годы флиртует со всеми женщинами вокруг. Отец выносит вердикт: муж, вероятно, изменяет и за ним нужно организовать слежку. И чтобы это устроить, он немедленно выезжает к Лоре.
Вряд ли люди, знакомые с творчеством Копполы-младшей, ожидали от нее приключенческого кино или остросюжетного боевика — «Последняя капля» действительно не про это. Коппола — одна из самых умных и деликатных современных режиссеров, и многие ее фильмы — про приключения внутренние, мелкие движения души, попытки сблизиться или сохранить отношения, которые редко кто подмечает. В «Последней капле» и правда как бы ничего не происходит, но под покровом этого происходит очень многое.
Но это кино сложно обвинить в сюжетной вялости. Главная героиня, которую подстрекает отец, мало-помалу начинает активно действовать. Одна из их совместных вылазок выльется в короткую заграничную поездку, другая — в погоню по улицам Нью-Йорка в красном кабриолете — и это, вероятно, одна из лучших сцен преследования в современном кино.
В нелепых и во многом комичных попытках вывести мужа на чистую воду рождается отличный комедийный дуэт: Рашида Джонс переживает, сомневается и иронизирует, Мюррей не упускает возможности приобнять очередную даму, сыплет fun facts из области антропологии и искусства, а в свое оправдание говорит, что «мужчины созданы, чтобы оплодотворить как можно больше женщин». Смотреть, как он играет старого плейбоя и пижона, — чистое удовольствие (да и вообще радостно его видеть в главной роли).
Но неизбежно возникает вопрос, для кого это последняя капля. София Коппола, которая сама написала сценарий фильма, и до этого снимала кино про отношения отца с дочерью («Где-то»), а также взрослого мужчины с девушкой, годящейся ему в дочери («Трудности перевода»). Но тут параллели напрашиваются: Лора, как и сама Коппола, нью-йоркская upper class интеллектуалка — на двери ее квартиры в нижнем Манхэттене (вероятно, где-то поблизости прошло и детство Софии) наклейка за Берни Сандерса, на плече — сумка из книжного магазина Strand. Но главное, что их объединяет, — у обеих необычные, выдающиеся отцы (и то, что Феликс — не режиссер, а арт-дилер, выглядит скорее как маскировка). В одной из ключевых сцен фильма Лора выясняет отношения с Феликсом — сложно не задуматься, не пытается ли Коппола нам что-то сообщить про отношения со своим отцом.
«Последняя капля» — диалог не только с родным отцом, но и с родным городом. До этого Коппола снимала в Токио («Трудности перевода»), Версале («Мария-Антуанетта»), Лос-Анджелесе («Где-то»), а в этот раз отправляется в путешествие по улицам Нью-Йорка — и центральным (но в стороне от туристических достопримечательностей), и боковым, грязным, с выставленными на обочину мусорным бакам. Мало кто показал Нью-Йорк так убедительно (вспоминаются еще «Манхэттен» и «Таксист»), это кино — настоящий праздник для всех влюбленных в город, кто сейчас не может туда отправиться.
Если в некоторые моменты «Последнюю каплю» смотришь запойно, то в драматических сценах заметно, что картина мелковата и уступает «Трудностям перевода», в которых одну из главных ролей также сыграл Мюррей. Но и в новом фильме Коппола смешивает коктейль (On the Rocks — так в оригинале называется фильм — это и «на грани», и способ сервировки спиртного со льдом), в котором соединяет смешное и грустное, и эти настроения иногда так незаметно переходят друг в друга, что от него не оторваться до последней минуты-капли.