«Бабадук», «Прочь», и «Техасская резня бензопилой»: 10 хорроров, которые стоит пересмотреть в преддверии Хэллоуина (18+)

Чувствительных и слабонервных людей просим отойти от экрана, потому что в этой подборке — по-настоящему пугающие и жестокие фильмы. Ну а для тех, кто за пеленой ужаса хочет разглядеть размышления о горе, потере и природе человеческих страхов, собрали 10 хорроров, которые не только пугают, но и заставляют задуматься о вечных и социальных вопросах.


«ШЕСТОЕ ЧУВСТВО», 1999

М. НАЙТ ШЬЯМАЛАН

Начинаем лентой М. Найта Шьямалана «Шестое чувство», которая за привычным кино о призраках скрывает рассуждение о природе ужаса, горя и утраты. Фильм рассказывает о детском психиатре Малкольме Кроу (Брюс Уиллис), который пытается разобраться в происхождении странных и пугающих видений девятилетнего Коула (Хэйли Джоэл Осмент). Маму мальчика сыграла Тони Коллетт, и это одна из самых душераздирающих ролей в ее карьере. У режиссера получилось откровенное кино, с изысканными готическими кадрами, демонстрирующее, что лучшие истории о привидениях — это истории прежде всего о людях.


«БАБАДУК», 2014

ДЖЕННИФЕР КЕНТ

Оставить подборку хорроров без «Бабадука» австралийского режиссера Дженнифер Кент — задача невозможная (лента традиционно входит в список самых страшных фильмов всех времен). По сюжету Амелия (Эсси Дэвис) в один день стала матерью и вдовой: по дороге в роддом машина, в которой она ехала с супругом, попала в аварию. Спустя много лет после трагедии сын женщины Сэм (Ной Уайзман) просит ее почитать перед сном книжку о Бабадуке (чудовище, заставляющем людей совершать ужасные поступки) и тем самым призывает зло. Но прежде всего это история не о демоне, а о женщине, которая подсознательно винит сына в смерти возлюбленного, не может отпустить прошлое и позволяет чудовищам проникнуть в ее жизнь.


«ВЕДЬМА», 2014

РОБЕРТ ЭГГЕРС

Фильм «Ведьма» Роберта Эггерса демонстрирует классические основы хорроров, а именно — страха перед женственностью, сексуальностью, дьяволом и Богом. Действие картины разворачивается в 1630 году в Новой Англии — религиозную семью колонистов изгоняют из деревни за несоблюдение правил общины. Уильям (Ральф Айнесон), Кэтрин (Кейт Дики), их старшая дочь Томасин (Аня Тейлор-Джой) и четверо младших детей замаливают каждый поступок, пока не встречаются со злом, перед которым меркнет все святое. Они перебираются в уединенную ферму рядом с лесом, где начинают происходить страшные вещи, создающие атмосферу первобытного ужаса, будто отправляешься в путешествие по сказкам Гофмана или братьев Гримм. В этом фильме Эггерс не столько хотел напугать зрителя, сколько погрузить его в ощущение постепенно поглощающего ужаса.


«28 ДНЕЙ СПУСТЯ», 2002

ДЭННИ БОЙЛ

Величайшие хорроры не просто устрашают, они отражают страхи, которые волнуют людей в реальной жизни. Именно таким фильмом является «28 дней спустя» Дэнни Бойла, переосмысливший каноны хорроров об оживших мертвецах. Сценарий Алекса Гарленда вдохновлен игрой «Resident Evil», а также кинолентами Джорджа Ромеро, который превратил зомби из стереотипных мертвецов в подобных человеку существ. По сюжету экоактивисты выпускают из центра исследований обезьяну, зараженную смертельным вирусом, который передается за секунды. 28 дней спустя вся Великобритания охвачена эпидемией: группа выживших (Киллиан Мерфи, Наоми Харрис, Меган Бернс и Брендан Глисон) прячутся в заброшенном доме в опустевшем Лондоне. Фильм поднимает вопросы недоверия людей друг другу и их безысходности перед лицом трагедии. Это притча, которую можно применить к любой ситуации: от бессмысленных войн до экологических катастроф.


«РЕИНКАРНАЦИЯ», 2018

АРИ АСТЕР

«Реинкарнация» Ари Астера начинается как традиционный фильм ужасов — знакомая история о семье, в жизнь которой вторгаются трагедии. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд: уже открывающие кадры с кукольными домиками, в которых живут настоящие люди, заставляют задуматься о реальности происходящего и на протяжении всей ленты искать и разгадывать загадки. По сюжету художница Энни Грэм (Тони Коллетт) живет в доме на окраине города вместе с супругом Стивом (Гэбриел Бирн), сыном Питером (Алекс Вульф) и дочерью Чарли (Милли Шапиро). Интересно, что название картины в российском прокате не точно передает ее главный смысл, ведь «Hereditary» — это наследственность. Эту идею по ходу развития сюжета и раскрывает Астер: оказывается, что все родственники Энни страдали от психических расстройств, отец покончил с собой, а мать была частью культа. И именно после похорон последней на семью женщины проливается настоящий ужас, или, если говорить точнее, расплата за грехи родственников.


«ПРОЧЬ», 2017

ДЖОРДАН ПИЛ

«Прочь» Джордана Пила — идеальная лента для любителей фильмов с неожиданной концовкой и нетипичным повествованием, за которую он и получил «Оскар». По сюжету темнокожий мужчина, фотограф из Нью-Йорка Крис (Дэниэл Калуя) знакомится с богатой семьей возлюбленной Роуз (Эллисон Уильямс) и даже не подозревает, что с ним произойдет после встречи с родственниками. Они отправляются в загородное поместье, где мило общаются и вместе проводят время, но в один момент мать девушки предлагает Крису пройти сеанс гипноза, после которого он обнаруживает себя прикованным к стулу. Некий пожилой мужчина говорит ему, что из-за великолепной генетики его выбрали для специальной операции. Прежде всего, это высказывание о расовой индентичности и человеческих пороках, которые со времен рабства если не исчезли совсем, то нашли воплощение в новых формах жестокости.


«КЭРРИ», 1976

БРАЙАН ДЕ ПАЛЬМА

В экранизации «Кэрри» Стивена Кинга Брайан Де Пальма демонстрирует чистый ужас, который может быть вызван постоянными издевательствами и травлей. Главная героиня в исполнении Сисси Спейсек (отметим гениальную актерскую игру на тот момент очень молодой актрисы) — робкая школьница, тихоня, которая от сцены к сцене страдает от жестокой набожной матери и постоянного буллинга в школе. Именно непрекращающаяся травля и вызывает у девушки необычные способности, а именно телекинез, который становится метафорой невозможности терпеть постоянные унижения, переполненной чаши, приводящей к жестокой мести обидчикам.


«САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА», 1975

ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ

Культовая лента Пьера Паоло Пазолини прежде всего является критикой жестокости, фашизма и капитализма. Лента представляет собой вольную интерпретацию романа Маркиза де Сада «120 дней Содома, или Школа разврата», по сюжету которого специальный отряд отлавливает юношей и девушек и отвозит их в загородную резиденцию для проведения опытов. Фашизм выбран как общепринятое и понятное олицетворение зла, рассуждая над которым Пазолини изучает вопросы человеческих пределов и того, насколько далеко может зайти правитель, наделенный властью. Но в первую очередь Пьер Паоло — поэт, который может даже самое жестокое повествование преподнести поэтично, равномерно, плавно и метафорически.


«ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА», 1973

УИЛЬЯМ ФРИДКИН

До того, как Уильям Фридкин решился экранизировать одноименный роман Уильяма Питера Блэтти (он же выступил сценаристом ленты), одержимость на экране была не более чем клишированным трюком: гипноз, священники и жертва, в которую вселился демон. Режиссер же поднимает вопрос древнего зла, чего-то, что преследует общество на протяжении всей истории. Отметим, что основой для сюжета книги послужил реальный случай, который произошел в 1949 году в Мэриленде с мальчиком по имени Роланд Ханкелер, из которого священник изгонял демона. Ситуация и подтолкнула режиссера на рассуждения о том, жив ли Бог. Фридкин не хотел снять просто хоррор, он хотел исследовать силу веры перед лицом страха и тьмы.


«ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ», 1974

ТОУБ ХУПЕР

«Last but not least» — культовая лента Тоуба Хупера, обладающая ощущением настоящего кошмара, того запредельно страшного сна, от которого невозможно очнуться. «Техасская резня бензопилой» повествует о подростках, отправляющихся в путешествие по диким местам Техаса, в котором они сталкиваются с жестоким маньяком по прозвищу Кожаное лицо и его семьей каннибалов. Он носит маску из человеческой кожи, пытает и жестоко убивает приезжих, а уровень саспенса в ленте достигает работ Альфреда Хичкока. Хуперу удалось создать совсем не низкобюджетный хоррор (как многие критики думали сначала), а рассуждение о бессознательном американского общества, травмированного войной во Вьетнаме и Уотергейтским скандалом. Именно финансовые ограничения дали режиссеру свободу и создали ту атмосферу (с дрожащей камерой, грохотами, живыми звуками бензопилы и крупными планами протухшего мяса), которой невозможно было бы добиться на голливудской студии. До зрителя режиссер доносит удручающую мысль, от ужаса и капитализма теперь не убежать в тихую деревенскую местность.