Что ждет российскую киноиндустрию и какие фильмы мы будем смотреть? Спросили у экспертов

События последнего месяца и санкции в отношении России затронули и кинематограф. Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина постаралась выяснить, как дальше будет существовать индустрия в стране, с какими рисками столкнутся прокатчики, какие у них есть опасения и, разумеется, перспективы.


Василиса Шпоть

представитель прокатной компании A-One


Как на российские кинематограф и прокат повлияли последние события и введенные в ответ на них санкции?

Во-первых, независимым прокатчикам будет сложнее покупать фильмы из-за скачка курса валют, так как большую часть фильмов мы покупаем в евро и долларах — по новому курсу цена будет высокой. Во-вторых, многие банки, с которыми сотрудничают прокатчики, попали под санкции. Это значит, что не будет даже физической возможности проводить оплату фильмов и материалов. Наконец, сейчас открыт вопрос о дальнейшем сотрудничестве международных дистрибьюторов с российскими: мейджоры уходят с рынка, и пока непонятно, продолжат ли работать другие, более маленькие компании, с которыми мы главным образом сотрудничаем.

А что с вашими проектами? Насколько сильно они пострадали?

Наш ближайший релиз запланирован на конец марта, сейчас мы рассматриваем перенос даты. Очень надеемся, что фильм получится выпустить на пару недель позднее. Дальнейшие проекты пока что на паузе — сложно прогнозировать. Вы наверняка слышали об отмене блокбастеров, например «Бэтмена» и «Морбиуса». Вместо них в кинотеатрах покажут российские фильмы.

Как думаете, что будет с кинопрокатом в России дальше? Долговременные ли это изменения?

Думаю, кинопрокат в целом потеряет 70–80% выручки. Во многом это связано с тем, что не будет релизов «крупных» американских фильмов, на которых сегодня держится большинство кинотеатров.


Алексей Васясин

гендиректор Объединенной сети кинотеатров («Кино Оkkо», «Синема парк», «Формула Кино»)


Что вы можете сказать о влиянии на индустрию новых санкций?

Они повлияли драматически, особенно в условиях постпандемии, — последние два года киноиндустрия была и так, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Сейчас кинотеатры видят снижение выручки по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году в три раза. Но объективно это еще не дно, можно ожидать снижения примерно в пять раз — на российское кино в прокате в лучшем случае приходится 20%. Отсюда результат. И если ситуация не изменится, такое же падение мы сможем увидеть уже в апреле или мае. Конечно, есть попытки реанимировать прокат — например, пустить ретроспективное кино, но это скорее мертвому припарки.

Повлияли ли они на вас (пострадали проекты, были отменены съемки или релизы)?

Большие сети пострадали чуть меньше, чем маленькие. У нас пока снизилась посещаемость в 2,5 раза, но в будущем все придут к падению в пять раз, как я и говорил. Кроме того, с неимоверным ростом курса зарубежной валюты и непониманием перспектив цены на комплектующие проекторов, которые не производятся в России, на их обслуживание выросли в три-пять раз. Не подорожали только билеты в кино: с 300 рублей, как они стоили, они не могут подняться до 1 200 рублей, потому что в ситуации, когда контента нет, вообще никто не пойдет в кинотеатры. Мы написали море писем властям: и от лица Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), и от лица киносети с просьбой помочь. Если выручка падает в пять раз и не видно перспектив, без помощи не обойтись. Пока по всем инстанциям тишина — видимо, в текущей ситуации пока не до кинотеатров. Худший результат для нас — если скажут: «Денег нет, но вы держитесь».

Чего ожидать в ближайшем будущем?

Никто ничего не понимает, все живут одним днем и попытками что-то изменить на завтра. Планировать что-то на месяц или на неделю вперед сейчас невозможно.


Егор Москвитин

кинокритик, программный директор фестиваля «Пилот»


С чем на фоне последних событий столкнулись кинокритики?

Почти вся работа на паузе — не только из-за того, что опустились руки и улетел «Бэтмен», а потому что мы еще не нашли ответ на вопрос, чем мы сейчас можем быть полезны нашему зрителю. Надо начать рассказывать о кино не по-старому, а с новой целью — объединять и утешать людей в настоящем, помогать им изучать прошлое и вместе заглядывать в будущее.

Где при этом целесообразнее находиться — в России или вне ее, — мы пока не знаем (мне кажется, что дома). Можно ли писать о контенте, доступном только у пиратов, — спорный вопрос. К примеру, «Медузе» (признана в России иностранным агентом. — Прим. BURO.) я рассказывал о сериалах Disney+ только тогда, когда находился в странах, где есть этот стриминг. По-прежнему ли интересны читателю прокатный мейнстрим и мировые фестивали — тоже большой вопрос. Наверное, не стоит пока бросать привычные жанры вроде рецензий и обсуждений, но пора искать новые инструменты работы.

А как санкции затронут фестивали в России?

Из трех фестивалей, над программой которых я работал, пока перенесен только ММКФ (я собирал артхаусные ужастики со всего света). Жду осенний фестиваль сериалов «Пилот» и зимний «Хоррорфест». Но уже можно предположить несколько проблем: стоимость показа иностранных фильмов резко возрастет, покупательская способность зрителей снизится, а список возможных спонсоров сократится. Это сделает репертуар международных фестивалей скромнее и потребует от их кураторов изворотливости. Возникнут ли проблемы политического характера (например, при приобретении фильмов), пока неизвестно. 2022-й — это год, когда бесполезно строить прогнозы.


Остальные компании и прокатчики

· Представители «Амедиатеки» сказали, что сервис работает в обычном режиме, контент доступен подписчикам в полном объеме.

· Disney отказалась от комментария, сославшись на официальное заявление в Twitter (соцсеть заблокирована в России). В нем говорится, что из-за событий на Украине «приостанавливает выпуск фильмов в России». Позже компания сообщила о приостановлении всей деятельности в стране. 

· Представители Warner Bros., прокатчика «Вольга» (у которого также есть изменения в графике релизов), онлайн-кинотеатров Start и «Кинопоиск HD» отказались от комментариев.

· Пресс-секретарь Александра Роднянского заявила, что продюсер «пока не хочет давать никаких прогнозов». Режиссер Кантемир Балагов не ответил на письмо с просьбой прокомментировать ситуацию.