Прекрасное, к которому мы пока не можем прикоснуться из-за блокировок
21 апреля в Центре документального кино прошла презентация онлайн-кинотеатра документального кино «Nonfiction», который должен был запуститься в тот же день, но был заблокирован Роскомнадзором как случайная жертва борьбы ведомства с мессенджером Telegram. Рассказываем, как устроен «Nonfiction» и что можно будет на нем посмотреть, когда видеосервис все-таки заработает.
«Nonfiction» — интернет-платформа, на которой можно брать российские и зарубежные документальные фильмы (и не только) в онлайн-аренду на 48 часов или выкупать их навсегда, и просмотр никогда не будет прерываться рекламой. «Nonfiction» рассчитан и на российскую аудиторию, и на международную, так что у платформы есть англоязычная версия, и на ней иностранцы смогут смотреть российское кино с субтитрами на английском языке, но контент в разных странах будет разный — это зависит от ситуации с правами на разных территориях. Проект полностью сделан на деньги ЦДК.
Идея онлайн-кинотеатра появилась у выпускницы ВГИКа Марии Балашовой, в 2015 году пришедшей в ЦДК на должность кассира. Сейчас Мария Балашова — куратор «Nonfiction». Дизайн сайта разработали в Мастерской Дмитрия Барбанеля. Кинотеатр должен был заработать по этому адресу, но его случайно заблокировал Роскомнадзор как случайную жертву борьбы с мессенджером Павла Дурова Telegram. Сейчас на месте сайта висит заглушка, а сервер с фильмами и вся система недоступны. Директор ЦДК Софья Капкова обратилась в ведомство, где на запрос ответили, что смогут разблокировать платформу, когда поймут, как ее заблокировали.
Сейчас в каталоге «Nonfiction» — фильмы, которые уже с успехом показывали в ЦДК. Например, нашумевший «Сахар» — о вреде и вездесущности, собственно, сахара, «Эми» — о рано ушедшей певице с пробирающим насквозь голосом Эми Уайнхаус, «Антон тут рядом» Любови Аркус — о мальчике с аутизмом и «Парижская опера» — о закулисье оперы и балета во французской столице. Кроме документального тут будет знаковое российское авторское кино, интеллектуальные телевизионные проекты, видеолекции просветительского проекта Arzamas, театральные премьеры и другой подобный видеоконтент. Сейчас на «Nonfiction» выложена ретроспектива одного из главных российских режиссеров Алексея Балабанова, а в перспективе появятся фильмы Андрея Звягинцева, проекты Леонида Парфенова и Андрея Лошака, программа «Искусство кино» канала ТВ-3 и многое другое.
В слайдере на главной странице «Nonfiction» появляются все новинки и ключевые киноленты, а также есть раздел с популярными у пользователей картинами. Искать, что посмотреть, можно еще с помощью кнопки меню «Категории», позволяющей выбирать фильмы на определенные темы. Для удобства пользователей на сайте также есть подборки фильмов в разделе «Коллекции». Например, подборка из семи оскаровских фильмов и коллекция из 13 фильмов Студии Марины Разбежкиной.
Сейчас «Nonfiction» работает по модели, подобной iTunes. За 100 рублей можно взять в аренду на 48 часов любой документальный фильм из библиотеки (и ровно в два раза больше нужно будет отдать за игровой), а за 290 рублей — выкупить его навсегда в свою личную библиотеку. Позже кинотеатр перейдет на подписную модель, подобную видеосервису Netflix. Важный момент: одна из целей проекта ЦДК — поддержка кинематографистов, поэтому правообладатели фильмов всегда будут получать половину суммы от покупки на «Nonfiction» произведенного ими контента.
Неизвестно, когда именно Роскомнадзор разблокирует «Nonfiction». Продюсер платформы Денис Катаев говорит о ситуации следующее: «Мы обращались в ведомство с требованием разблокировки, но для этого нужно "освободить" целый регион облачного сервиса Amazon, который оказался недоступен. Кроме того, мы собираемся подавать заявление в прокуратуру и суд из-за упущенной прибыли. Но параллельно мы ищем альтернативные и безопасные площадки для размещения сервиса и в ближайшую неделю планируем найти решение. Мы хотим работать легально, без VPN и прокси-серверов».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7