Что нужно знать о самом оскаровском фильме года
В российском прокате уже больше недели идёт фильм «Лунный свет». Восемь номинаций на «Оскар» ему, увы, не помогли. Драму малоизвестного режиссёра Барри Дженкинса посмотрели в кинотеатрах чуть больше пяти тысяч человек. Тем не менее «Лунный свет» представляется одним из самых любопытных участников этой довольно предсказуемой оскаровской гонки.
Самая очевидная причина, которая сразу приходит в голову, — это тематика картины. По синопсису «Лунный свет» выглядит как типичный оскаровский фильм. В нём есть и сексуальные, и расовые меньшинства, и бедные американские районы, и дискриминация.
Лента построена как «Отрочество» Линклейтера, то есть поделена на три части — по этапам взросления главного героя, которого в «Лунном свете» играют три разных актёра. Его зовут Широн, и он живёт в криминальном Либерти-Сити. Травля одноклассников, наркозависимость матери — окружение у него не из лучших.
Несчастного школьника подбирает наркодилер Хуан (Махершала Али), утешает, кормит и возвращает к маме. Затем, когда Широн вырастает в угловатого худого подростка, он открывает в себе гомосексуальность. Даже спустя многие годы Широн не сможет принять и осознать свою природу.
Удивительно, что никакой агиткой и гимном «Лунный свет» по факту не оказывается. Это не квир-муви как таковое: даже прописанной любовной линии толком нет. Даже на инаковости героя внимание не акцентировано. Нет и разнузданной сексуальности — только неловкий эпизод между двумя подростками на пляже. Всё снято со спины, и создаётся только неловкое ощущение, что ты не смотришь на героев, а подглядываешь за ними.
Ровно в той же степени это не фестивальное кино. Продюсеры явно держали фильм до наградного сезона и показали его только раз, на самом закрытом в мире кинофестивале в Теллурайде, куда даже журналистов не пускают. Но там нет никакой трясущейся ручной камеры, блеклого изображения и других признаков фестивальных картин. По версии авторов, бедные районы Флориды выглядят почти гламурно: яркое солнце, неоновые цвета, пальмы, блики, зелень. У Барри Дженкинса явно не было стремления отомстить реальности за своё детство в том же Либерти-Сити. Его жизнь была, возможно, ещё тяжелее, чем у Широна: в 12 лет от будущего режиссёра отказалась мать, и он вырос в чужой семье, в перенаселенной квартире.
Если совсем вкратце, то «Лунный свет» — это кино о честности в отношениях с самим собой. По факту Широн не совершает в жизни ничего, чего нельзя было ожидать от чернокожего подростка, чудом выбравшегося из ужасной нищеты. Он в итоге превращается в такого же гангстера, как и его суррогатный отец-наркоторговец Хуан. В конечном счёте Широн становится представителем маскулинного общества, которое его усыновило и вырастило. И всё же его всю жизнь гложет тот незатейливый опыт на пляже с другом Кевином.
Вот и получается, что общество губит в нас то человеческое, что и делает нас живыми. Единственное, что мы можем этому противопоставить, — это искренность. Поэтому фильм заканчивается встречей друзей. Ведь нет ничего ценнее того понимания, которое главный герой увидит в глазах Кевина в ответ на искреннее признание.
К сожалению, «Лунный свет» с высокой вероятностью повторит судьбу того же «Отрочества», получившего всего одну статуэтку из шести возможных.
Зато у него велики шансы на второстепенную актёрскую номинацию: Махершала Али — абсолютный фаворит. Возможно, «Лунный свет» получит статуэтку за свой адаптированный из малоизвестной пьесы сценарий. Пьеса, кстати, так и не дошла до сцены. Автор первоисточника, Тарен Элвин Маккрэйни, писал своё произведение под названием «В лунном свете чёрные мальчики выглядят голубыми», основываясь на своей жизни. Таким образом он пытался справиться со смертью матери, умершей от СПИДа.
И эта тенденция, конечно, показательна. Если говорить простыми словами, то «Лунный свет» признаёт, что понять собственную жизнь невозможно, фатум остаётся непостижим, как и собственная индивидуальность. «Ла-Ла Ленд» на такие мелочи, как самоосознание, вообще не обращает внимания: это довольно наглое кино о том, как настоящие романтики пробиваются к успеху в шоу-бизнесе. Конкурировать с такой установкой фильму о том, как стать человеком в наше время, почти невозможно.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7