Безнадежная токсичность: что не так с «Девушкой, подающей надежды» о Кэри Маллиган, которая мстит плохим мужчинам
Кэсси (Кэри Маллиган) рано утром возвращается босиком домой — в свои 30 лет она работает в кофейне и живет у родителей, хотя когда-то училась на врача. Но это только дневная часть ее жизни: по ночам Кэсси ездит в бары, притворяется в стельку пьяной и ждет, пока в ней подойдет очередной мужчина с предложением помощи. Она знает, что потом он захочет подвезти ее домой, но привезет к себе, нальет еще вина и начнет обнимать. Но Кэсси не жертва, ее походы по барам — регулярный акт отмщения. Ее подругу Нину, перебравшую с алкоголем, в университете изнасиловал однокурсник, и после этого она оставила оставила учебу и решила посвятить жизнь мести.
Вышедшую на американские экраны в декабре «Девушку, подающую надежды» критики называли одним из главных феминистских фильмов 2020 года — наряду с «Ассистенткой» и «Никогда, редко, иногда, всегда». Это режиссерский дебют Эмиральд Феннел (одна из сценаристок «Убивая Еву», также снималась в эпизодических ролях в «Короне» и «Вите и Вирджинии») по ее же сценарию, который уже принес ей лавры талантливой постановщицы. Впрочем, фильм хвалили не все — даже американская пресса, крайне близорукая в оценке всего, к чему можно добавить эпитет «феминистский», писала, что это слишком.
И это действительно слишком. Хотя бы потому, что «Девушка» — типичный фильм категории B. Основные его темы — секс, которого в фильме парадоксальным образом нет, унижение, насилие. Его сюжет — страшилка, городская легенда: один мальчик вел себя плохо, и тогда к нему пришла тетенька с большими ножницами, а что было дальше, вы можете догадаться. И, несмотря на чудовищные огрехи режиссуры, как фильм категории B и эксплуатейшен это кино работает и способно доставить некоторое удовольствие. Красиво одетая и накрашенная Кэсси наказывает врагов, а в ключевой сцене она переодевается в медсестру, что типично для B-муви. Это Невеста из «Убить Билла» на минималках, у нее даже есть своя тетрадь мести.
Но у создателей «Девушки» явно другие амбиции — они хотят преподнести всем урок, научить мужчин, как себя вести, и тут начинаются проблемы. Это кино не феминистское, а отчетливо мужененавистническое, и главная его идея: все мужчины — уроды, а если вам показалось, что это не так, то вы просто чего-то не знаете. Персонажи, с которыми встречается героиня Маллиган, формируют настоящую галерею фриков: все они, в том числе главный злодей, отчетливо карикатурны.
Но дело не только в том, что это спорная идея. Фильм привлекает зрителя именно тем, что порицает, — сексом и насилием. То есть на другом уровне действует так же, как главная героиня, которая идет в клуб, провоцирует мужчин, а потом наказывает их. Кроме того, Кэсси — пусть и в воспитательных целях — создает ситуации, подобные тем, в которые попала ее подруга. А это подозрительно уже не только с точки зрения этики, но и Уголовного кодекса.
В 2017 году София Коппола сняла «Роковое искушение», в котором перевернула привычную картину — показала, что токсичными могут быть не только мужчины, но женщины, оказавшись в позиции абсолютной власти. Все дело не в вопросах пола, а в том, как ты себя ведешь. «Девушка» про такое не знает — и потому так и останется на территории B-муви.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7