Что нужно знать о фильме «Мюнхен. На грани войны» с Джорджем Маккеем и Джереми Айронсом
21 января на Netflix появился фильм «Мюнхен. На грани войны» Кристиана Швохова — режиссера нескольких эпизодов популярнейшего сериала «Корона». Роли в нем исполнили Джордж Маккей, Джереми Айронс, Янис Нивенер, Джессика Браун-Финдлей и Ульрих Маттс. Музыку написала композитор «Черного зеркала» Изобель Уоллер-Бридж (сестра Фиби Уоллер-Бридж). Рассказываем, что нужно знать о картине, уже занявшей восьмое место в топ-10 стримингового сервиса для России, перед ее просмотром.
«Мюнхен» — экранизация одноименной книги современного британского писателя и журналиста Роберта Харриса. Она была опубликована относительно недавно, в 2017 году. Вообще Харрис специализируется на военно-исторической тематике, причем в вольной трактовке, нередко даже фантастической. По его же роману «Я обвиняю» Роман Полански снял ленту «Офицер и шпион» о знаменитом деле несправедливо осужденного французского капитана Альфреда Дрейфуса. Еще вы наверняка смотрели картину Майкла Эптеда о команде дешифровщиков машины «Энигма» с Кейт Уинслет, а может, и мини-сериал «Архангел» с Дэниелом Крейгом.
Основное действие фильма разворачивается в конце лета и начале осени 1938 года в Лондоне и, конечно же, Мюнхене. Главным событием становится Мюнхенское соглашение, заключенное в рамках «политики умиротворения» между Германией, Великобританией, Францией и Италией. Документ обязывал Чехословакию передать немецким властям Судетскую область — предполагалось, что это приведет к снижению международной напряженности и обезопасит остальные страны. Однако спустя всего лишь 11 месяцев нацистская Германия вторгнется в Польшу (предварительно оккупировав другие чехословацкие территории), что положит начало Второй мировой войне. Именно подписанию соглашения и пытаются помешать герои фильма.
Конечно, в «Мюнхене» присутствуют реальные исторические личности. Это и британский премьер-министр Невилл Чемберлен (первые зрители высоко оценили актерскую работу Джереми Айронса, хотя кто-то посчитал, что он изобразил политика слишком комплиментарно), и высокопоставленный чиновник Гораций Уилсон, и рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер. Однако на передний план вынесены именно вымышленные персонажи.
Показателен немецкий переводчик Пауль фон Хартманн в исполнении Яниса Нивенера. Он проходит путь от ярого сторонника Национал-социалистической рабочей партии до активного члена оппозиции, выступающего за свержение Третьего рейха. Хотя Хартманна никогда не существовало, прототип у него все же есть. Харрис частично списал его с советника Министерства иностранных дел Адама фон Тротта цу Зольца, который действительно принимал участие в заговоре против Гитлера. Как и киношный Пауль, он учился в Оксфорде, где познакомился с историком Альфредом Лесли Роузом. Роуз, в свою очередь, вдохновил образ дипломата Хью Легата, которого сыграл Джордж Маккей, знакомый зрителю по драме Сэма Мендеса «1917» о другой великой войне, Первой мировой.
На период съемок производственной группой фильма был запущен специальный сайт с эссе, документальными видеокадрами, архивными фотографиями и ссылками на другие информационные онлайн-источники. Это было сделано для того, чтобы актеры смогли изучить 1930-е годы, прочувствовать контекст разыгрываемого ими сюжета и разобраться в своих персонажах.
«На самом деле я мало что знал о Мюнхенском соглашении. Возможно, я слышал о нем, но не знал конкретику, — признался Янис Нивенер в интервью RadioTimes. — Да и имя Чемберлена, очевидно, не так известно в Германии, как в Великобритании. Поэтому мне было очень интересно узнать больше об этой части истории».
Самое пугающее в историях, подобных показанной в «Мюнхене», — то, что мы точно знаем, что, несмотря на усилия героев, все закончится трагически (в конце концов, никто не может переписать историю, как бы ни было велико желание это сделать). И такая гнетущая неотвратимость ужаса действительно поражает — как мальчик в противогазе, который с порога пугает отца, вернувшегося домой. Или кроваво-красные знамена на мюнхенской улице, через которые идет, прорываясь, встревоженный Маккей-Легат. А одной из важнейших фраз фильма, пожалуй, становится та, что принадлежит Айронсу-Чемберлену: «До тех пор пока война не началась, она может быть предотвращена».
Другие истории
Подборка Buro 24/7