Разбираемся, зачем смотреть новую картину Гэвина Худа
28 января на фестивале «Сандэнс» оскароносный режиссёр Гэвин Худ представил свою новую работу — психологический триллер «Гостайна»
с Кирой Найтли, Мэттью Гудом и Рэйфом Файнсом в главных ролях. Сценарий опирается на реальную историю британской переводчицы Кэтрин Ган, работавшей в начале нулевых на Центр правительственной связи Великобритании — спецслужбу, в ведении которой была и остаётся радиоэлектронная разведка. Узнав о слежке в ООН накануне военной операции в Ираке, Ган распечатала письмо с секретными данными и отнесла копию домой, где через друзей оно дошло до репортёра газеты The Observer. Недолго думая, журналист поместил документ на первую полосу и предсказуемо спровоцировал международный скандал, обвинение в госизмене и арест самой Кэтрин Ган. Что было дальше — рассказывает в фильме сам Худ. «Неважно, согласны вы с тем, что она сделала, или нет, — комментирует режиссёр историю Ган. — Но вы не можете отрицать, что она смелая женщина».
Увы, увидеть фильм нам пока не удалось — ведь дата релиза в России неизвестна. Зато мы изучили отзывы маститых кинокритиков, успевших посмотреть картину о переводчице на «Сандэнсе» в Парк-Сити.
Screen International
Кто: Тим Грирсон, screendaily.com
«Информаторы рискуют всем для того, чтобы делать то, что они считают единственно верным, — даже если это в конечном счёте ничего не решает. Так и происходит в „Гостайне» — крепком политическом триллере, который давит на правильные точки и вызывает правильную реакцию. Кира Найтли убедительна в роли Кэтрин Ган. <...> Эту премьеру „Сандэнса“ будут сравнивать с фильмами „В центре внимания“ (Spotlight) и „Секретное досье“ (The Post), не говоря уже о фильме The Report, премьера которого также прошла здесь, в Парк-Сити. У „Гостайны“ звёздный актёрский состав: в фильме снялись Мэтт Смит, Мэттью Гуд и Рэйф Файнс, и моральный посыл этой картины найдёт отклик в сердцах всех противников войны в Ираке.
Большая часть первой половины „Гостайны“ посвящена расследованию утечки, а Смит и Гуд вместе — очень приятный дуэт на экране. Менее привлекательна чрезмерная игра Риса Иванса, исполняющего роль назойливого журналиста Эда Вальями. Но, как только Ган признаётся в содеянном, фильм превращается в драму. Это позволяет Файнсу, играющему роль блестяще умного адвоката Эмерсона, элегантно вальяжничать и излучать безмятежную уверенность. Нет никаких сомнений, что Худ, заканчивая фильм ужасающей статистикой о жертвах этой войны, хочет, чтобы мы лишний раз задумались о её последствиях. Зрители, которые ожидают увидеть Ган в роли героини и патриотки, в роли человека, который чувствует ответственность перед народом, а не правительством, быстро увлекутся «Гостайной». Грустно, что её смелый выбор так ни к чему и не привёл, но этот фильм убедительно доказывает, что лучше делать хоть что-то, чем совсем ничего».
Hollywood Reporter
Кто: Дэвид Руни, hollywoodreporter.com
«Худ („Всевидящее око“), соавторы сценария Сара и Грегори Бернштайн и опытный ансамбль британских кинематографистов представляют прямолинейную и по-хорошему старомодную шпионскую историю, наполненную журналистской и юридической интригами. Они делают фильм ясным и захватывающим даже несмотря на то, что местами ему не хватает стиля. Аудиторию ему должен гарантировать один актёрский состав, но захотят ли британцы или американцы вернуться к этому очень свежему эпизоду из собственной памяти, только предстоит выяснить — особенно после релиза близкой по смыслу картины „Власть“ (Vice). И хотя мы знаем, что попытка Ган остановить войну не увенчалась успехом, фильм рассказывает о сложностях работы с секретными материалами. <...> Но большая часть драмы рассказывает о затянувшихся последствиях импульсивного решения Ган — как в личном плане, так и во взаимоотношениях британских и американских органов власти.
Гэвин Худ — способный режиссёр, но он не Алан Дж. Пакула, хотя приятные отголоски „Всей президентской рати“ (фильм Пакулы с похожим сюжетом. — Прим. Buro.) можно услышать на протяжении всей ленты — от офиса The Observer до парковки, где в руках репортёра Мартина Брайта (Мэтт Смитт) и оказалось секретное письмо. <...> Несмотря на то что фигура Ган помещается в центр повествования, она даёт Найтли разочаровывающе мало фактуры. Все полутона — это неистовое негодование и поразительное спокойствие. <...> Фильм смотрится отточенным: редактор картины Меган Гилл даёт много видеоклипов из той эпохи с участием Джорджа Буша, Тони Блэра, Колина Пауэлла и пресс-секретаря Белого дома Ари Флейшера, особенно тщательного уклонявшегося от любых комментариев. Однако слабость Худа в том, что он слишком сильно опирается на музыку Пола Хепкера и Марка Килиана, чтобы создать нужное напряжение».
Variety
Кто: Эми Николсон, variety.com
«История Ган поднимает целый список вновь актуальных проблем — от фейковых новостей до расовой дискриминации. Ган в ужасном положении: она знает о методах работы Ми-6 (Британской разведывательной службы. — Прим. Buro.) слишком много и теперь боится последствий. Тем не менее, за исключением одной глупой сцены — той, где Ган несёт свой секретный документ в розовом конверте, буквально каменея от ужаса, — режиссёр не усердствует с драмой. Вместо этого Худ (чей фильм „Версия“ 2007 года разделяет то же самое праведное негодование) явно получает удовольствие от своего разоблачения институциональной гнили. Он оспаривает идею, что фраза «я просто делал свою работу» может быть моральным оправданием. <...> Это сухой и честный рассказ о событиях, существующих в основном для того, чтобы напоминать нам о том, кем была Ган, и почему потенциальным информаторам нужно на неё равняться. Жёсткая Найтли может играть Ган только как упрямую, совестливую и по-детски категоричную в определении „правильного“ и „неправильного“. Продвигаясь вперёд по сценарию, Худ переключает своё внимание на адвоката Бена Эмерсона, который предлагает блестящую идею — осудить саму войну в Ираке, чтобы оправдать свою подчинённую.
Ган рисковала всем, чтобы сказать правду — и всё равно это не остановило войну. <...> „Гостайна“ — примечание в истории грязной, бесполезной и глупой войны, ошибки которой обнаруживаются даже спустя полтора десятилетия. Ган не изменила историю, но в фильме она сожалеет только об одном: «Мне очень жаль, что у меня это не получилось».
The Guardian
Кто: Бенжамин Ли, theguardian.com
«Главный козырь Худа — Кира Найтли, чья впечатляющая игра разжигает драму практически на ровном месте. История Кэтрин Ган — это история, которую недооценивают и часто попросту упускают из вида, говоря о войне в Ираке. Я с огромным удовольствием наблюдаю, как её храбрость и самоотверженность провозглашаются на большом экране. Южноафриканский режиссёр Худ, перебравшийся в Голливуд после триумфального релиза фильма „Цоци“ в 2005 году, использует ту же формулу, что и в своей последней картине „Всевидящее око“: талантливые актёры обсуждают моральную сторону войны в конкретной ситуации.
Фильм полагается на свою главную звезду — Киру Найтли, и она более чем подготовлена для этой роли. Найтли слишком долго была в ловушке из неблагодарных второстепенных ролей — от „Телохранителя“ (London Boulevard) до „Джека Райана: Теории хауса“ (Jack Ryan: Shadow Recruit) и «Призрачной красоты“ (Collateral Beauty). Но после выхода „Колетт“ (Colette) кажется, что Найтли наконец возвращается. В этом фильме она фантастическая, уязвимая и волевая; её лицо преисполнено внутренней боли. Она теряет веру в правительство и в то же время боится за свою собственную судьбу. <...> „Гостайна“ — это хорошая история, рассказывающая и о пугающей мужественности, и о том, кем была Кэтрин Ган. <...> Правда, почти целиком это заслуга самой Найтли».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7