Как снимали второй сезон «Содержанок»: репортаж BURO. со съемочной площадки
«В этом доме в октябре 1941 года московской комсомолке Зое Космодемьянской была вручена путевка на фронт» — написано на мемориальной табличке из гранита на здании усадьбы промышленника Кнопа. Здесь же в кирпичном памятнике неоготики снимали первую серию новых «Содержанок» — сериала о непростых нравах светской тусовки.
В первом сезоне «Содержанок» Константин Богомолов собрал звездный состав. Роли женщин на содержании ресурсных мужчин сыграли Маруся Фомина и Софья Эрнст. Дарья Мороз превратилась в прямолинейную следовательницу Елену Широкову. Сергей Бурунов стал жуликоватым функционером, а Марина Зудина и Александр Збруев — его женой и тестем соответственно. Наконец, Владимиру Мишукову досталась роль щедрого и симпатичного олигарха Глеба Ольховского, мужчины мечты. Пикантности (и правдоподобности, надо полагать) должны были добавить камео. Ксения Собчак сыграла главного редактора глянцевого журнала, а супруга Резо Гигинеишвили Надежда Оболенцева — хостесс в ресторане. Чтобы не пересказывать сюжет первого сезона, обрисуем идею: все спят со всеми, но никто никого не любит. И каждый пользуется своим положением (вернее каждая — мужчины в «Содержанках» нужны не больше химозной вишенки в коктейле). Детективная линия с убийством — лишь соус к настоящей интриге: кого и в чем уличат первой.
Спустя 78 лет после комсомолки Космодемьянской в усадьбе Кнопа обитает героиня нашего времени — искусствовед Даша Смирнова. Даша переехала в Москву из Саратова, обретя влиятельного спонсора, воплотив мечту о собственной галерее и выбив место под светским солнцем. В особняке с мраморной лестницей, где расположена ее галерея, разыгрывается мизансцена: цепкая хозяйка в компании того самого олигарха Ольховского фланирует по кругу и обсуждает план на экспозицию. На ней платье Dior, часы Chopard и кольцо Mercury, разумеется.
За творения выдуманных молодых художников в фильме выдаются картины и скульптуры Саввы Савельева, Андрея Бартенева и его учеников. Спрашиваю у художницы-постановщицы «Содержанок» Маруси Парфеновой-Чухрай, не слишком ли узнаваемы произведения Бартенева? «Эти картины мы видим в кадре, поэтому они должны быть узнаваемы. А еще передающими какую-то позитивную энергию. Хотелось, чтобы они были эффектны. Поэтому, конечно, первым делом я подумала про Андрея».
Премьеру первого сезона «Содержанок» в российском видеосервисе «Start» назначили аккурат перед 8 Марта — праздником, прославляющим борьбу женщин за свои права. Можно ли считать, что сериал показывает нам сильных и независимых женщин? Да, считает продюсер проекта Ирина Сосновая. «На самом деле в „Содержанках“ большая феминистская составляющая, потому что сюжет двигают женщины», — говорит она. «Но ведь они играют по установленным мужчинами правилам», — возражаю я. «Если внимательно посмотреть, то становится очевидно, что эти женщины крутят миром. Через тонкие настройки они влияют на мужчин, и на самом деле, они устанавливают правила. Но это точно не антифеминистский проект».
Второй сезон «Содержанок» отдали снимать Дарье Жук — американо-белорусской режиссерке, чей дебютный «Хрусталь» братская республика выдвигала на «Оскар». Параллельно Жук работает над фильмом о Femen — украинской группе женского сопротивления, известной своими акциями. В режиссерской рубке, где за съемками с экранов мониторов следит Дарья с командой, висит огромная фотография Виктора Кириллова «Сотворение мира», на ней изображена обнаженная женщина с раздвинутыми ногами. Выглядит слишком декларативно, чтобы не спросить, как Жук одновременно работается над документалкой о фем-активистках и над сериалом о женщинах, вынужденных подстраиваться под мужчин?
«Мне было интересно исследовать, как русские женщины выживают в условиях патриархата, — говорит Дарья. — Весь этот мир содержанок — какая-то национальная черта. Умные и образованные женщины готовы торговать своим телом или завязывать отношения, в которых секс — товар. Даже когда я в Нью-Йорке сталкивалась с девушками из бывшего СССР, они именно так себя вели, и это было очень странно. А здесь, в России, это как-то нормализовано — но вопрос в том, почему это нормализовано, чем это поддерживается». Спрашиваю, не хотелось ли ей подселить в голову своих героинь какие-нибудь подрывные идеи? «Они уже там есть, — улыбается Жук. — Второй сезон точно пройдет тест Бекдел (инструкция, по которой можно проанализировать кино на гендерную предвзятость. — прим. BURO.), потому что наши героини говорят не только о мужчинах. А еще у нас есть новый персонаж Любы Аксеновой — она карьеристка, делает проект из своего парня. Но я считаю, что массовое кино не должно пропагандировать какое-то определенное мировоззрение. Его задачи — исследовать и задавать вопросы».
На площадке «Содержанок» замечаю Дарью Мороз — в наряде, который вряд ли можно считать костюмом. Мороз стала креативным продюсером второго сезона, и новую должность она совмещает с работой в кадре. Шоураннером при этом остается Богомолов. «Костя следит за проектом, но не как режиссер, — говорит Мороз. — А я человек, который отработал с Костей много лет. Мне показалось, что будет правильным поддержать команду и поглядеть на работу глазами человека, который был в Костиной системе много лет».
Героиня Мороз, следовательница Широкова, — чуть ли не единственная, кто выбивается из ряда женщин в вечерних платьях. Кажется, что она попала в пафосную тусовку случайно, ведь ее Широковой не нужны олигархические деньги: она ищет живые эмоции. «Секс — большая часть нашей жизни, за которой нам нравится подглядывать, — говорит Мороз, — „Содержанки“ скорее про то, как мир больших денег трансформирует сознание и как людям удается сохранить себя. Или не удается».
Финальная сцена 42 съемочного дня — торжественное открытие выставки. Щелкают фотоаппараты, в бокалах вместо просекко искрится лимонад «Золотой саян» — и если не знать, что это съемки, то выходит вполне похоже на нашу рубрику «Светская хроника». В кадре появляется галеристка Даша, сменив кремовый Dior на черное вечернее платье неизвестной марки. В сценарии вижу, что немногословная прежде Смирнова сыплет афоризмами («Цинизм — это предельная форма отчаянной защиты от несовершенств мира»). Дашу играет Софья Эрнст, жена Константина Эрнста.
«Моя героиня стала увереннее, потому что она получила то, что хотела, — рассказывает Софья. — Мы встречаем ее в тот момент, когда мечта начинает сбываться: у нее есть галерея, и теперь она пытается ее удержать. Моя Даша стала спокойнее, увереннее, обрела московский лоск, умение держаться. Но она аферистка, которая свято верит в свою идею. Ее уверенность настолько сильна, что окружающие люди подчиняются ее замыслам, как под гипнозом».
Мне интересно, что случилось с самоуверенностью самой Эрнст? Например, журнал «Сеанс» назвал богомоловских «Содержанок» симулякром и «очередной телевизионной имитацией». Как ей далась критика сериала? «Критика на меня обрушилась — и позитивная, и негативная, — шутит Софья. — Мне даже ничего искать не надо было: все писали в социальных сетях. Конечно же, я читала. И конечно же, я согласна только с положительными мнениями». «На самом деле этой Даше мне хотелось втащить, — продолжает она. — Ну вот правда! Хочется сбить ее, вывести на чистую воду. Непонятно, как человек может жить, постоянно что-то изображая. Быть в каком-то невероятном зажиме, боясь сказать лишнее слово, подбирая и просчитывая каждый свой шаг. Она в каком-то адском напряге». Робко интересуюсь, чем похожа Софья на свою героиню. «Все люди чем-то похожи, все люди в чем-то разные», — отвечает она.
Премьера второго сезона «Содержанок» назначена на эту зиму. Зачем нам его смотреть? Дарья Мороз считает, что это выдающийся сериал: «Мне кажется, с точки зрения вкуса, он эстетически выверен. В определенном смысле мы перевернули сериальную индустрию, потому что у нас много крутых, качественно сделанных и красивых сексуальных сцен. У каждой своя атмосфера, свой характер, свой особый взгляд на отношения», — сказала она.
Смотрите первый сезон «Содержанок»
на видеосервисе «Start»
Другие истории
Подборка Buro 24/7