Почему новый законопроект о кинофестивалях может лишить нас фильмов вроде «Зови меня своим именем»

Какие привычные нам кинособытия могут пострадать от нового законопроекта

Вчера Госдума Российской Федерации рассмотрела в третьем чтении и приняла законопроект о кинофестивалях. На это событие откликнулись организаторы кинофестивалей и многие деятели культуры — их этот законопроект напугал. Buro 24/7 объясняет, что с ним не так.

Согласно законопроекту фильмы без прокатного удостоверения можно будет показывать только на включенных в специальный реестр кинофестивалях с конкурсом и жюри. Вдобавок эти фильмы должны быть выпущены не раньше, чем в год, предшествующий кинофестивалю. По факту это означает, что гарантированное место в этом реестре есть далеко не у всех смотров, к которым мы привыкли. Так, понятно, что в этот список попадут Международный московский кинофестиваль Никиты Михалкова и «Кинотавр». Скорее всего, в него смогут войти сахалинский «Край света», Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало», фестиваль дебютов «Движение», петербургский «Послание к человеку» и другие кинофестивали, где действительно есть конкурс и жюри.

Проблема в том, что у многих привычных нам кинофестивалей нет жюри и конкурса, потому что они не ставят целью раздавать награды, а просто хотят знакомить зрителей с хорошим кино. Среди них — Beat Film Festival, Strelka Film Festival и географические кинофестивали объединения CoolConnections (Фестиваль нового кино Австрии, Фестиваль «Новое британское кино» и тому подобные). Этим фестивалям либо срочно придется заводить конкурс и жюри — а это дополнительные затраты, — либо исчезнуть, потому что их программы полностью или почти полностью состоят из картин без прокатного удостоверения.

Эти же причины могут привести к закрытию киносекций при других событиях (например, кинопоказы на Московском урбанистическом форуме), рестроспективных программ (например, показы «Каро.Арт», показы в кинотеатре музея «Гараж» или в других музеях, где делают кинопоказы). Таким образом, нынешняя рестроспектива Стэнли Кубрика, которую делает «Иноекино», или Ксавье Долана, которую делает «АртПоказ», тоже могли бы не состояться, если бы законопроект уже был принят. Получается, что все организаторы, желающие показывать непремьерные фильмы и классику кино в просветительских целях, больше не смогут это делать.

Возникает вопрос, почему нельзя просто завести прокатное удостоверение. Проблема в том, что прокатное удостоверение стоит денег — около 15 000 рублей, и для одного показа или показа фильма на небольшую аудиторию получать такое удостоверение невыгодно.

Неудивительно, что организаторы кинофестивалей без конкурса и рестроспектив уже высказали свои опасения по поводу нового законопроекта. Такую же позицию озвучили многие деятели культуры, например легендарный продюсер Сэм Клебанов, бывший главный редактор журнала «Афиша» и создатель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин, создатели Beat Film Festival и другие. В фейсбуке уже даже появилось событие — серия одиноких пикетов против нового законопроекта (одиночные пикеты не нуждаются в согласовании).

Хочется напомнить, что независимое иностранное кино часто появляется у нас именно в качестве отдельных показов, а не в полноценном прокате, просто потому что финансово это невыгодно. Так, например, было с драмой «Зови меня своим именем», которая так и не вышла в российский прокат, но регулярно демонстрировалась на обособленных показах то там, то тут, и многие зрители ходили на фильм не по одному разу. Получается, что законопроект о кинофестивалях может лишить нас возможности смотреть на большом экране многие артхаусные и независимые фильмы, классику кино и фильмы прошлых лет, а также приведет к закрытию важных культурных проектов.