«Слово пацана», «Город астероидов» и еще 8 лучших кинопроектов года. Выбор BURO.
Этот список — субъективный выбор киножурналиста BURO. Кати Загвоздкиной, который можно сравнить со своим собственным (или этого не делать) или использовать как руководство к действию: предстоящие длинные праздники для того и созданы, чтобы посмотреть все, что упустили за год.
В этом списке пять иностранных и пять российских фильмов, а также наш победитель в номинации «Прорыв года». При составлении мы постарались обойтись без очевидных лент (никаких «Барби» и «Оппенгеймеров») и рассказать о картинах, которые заслуживают внимания, даже если о них в уходящем году говорили чуть меньше.
2023 ГОД
В 1955 году в небольшом городе посреди американской пустыни, известном прежде всего из-за упавшего рядом с ним метеорита, происходит еще одно невероятное космическое событие. Из-за этого всех, кто находился в городе (а там как раз проходила ежегодная научная конференция), временно помещают на карантин. За забором, который патрулирует армия, оказываются в том числе кинозвезда (Скарлетт Йоханссон) с дочерью, специалист по исследованиям космоса (Тильда Суинтон), отец четверых детей (Джейсон Шварцман), скорбящий по недавно умершей жене, и его ворчливый зять (Том Хэнкс), сердце которого тоже разбито. Но на самом деле Города астероидов не существует: все, что в нем происходит, — это события телепьесы, над которой работают драматург (Эдвард Нортон) и актеры.
Уэс Андерсон — режиссер, каждый фильм которого ждет армия поклонников. Но его новинка стала, кажется, исключением: на IMDB у «Города астероидов» скромный рейтинг — 6,6 — самая низкая оценка из всех картин автора. Андерсона обвиняли в том, что он занимается самоповторами и его режиссерский метод изжил себя, так и, наоборот, в том, что он перемудрил — сложная рамочная конструкция запутала некоторых зрителей.
Он действительно продолжает экспериментировать (его предыдущий «Французский вестник» состоял из трех не связанных между собой историй с прологом), но изменения не только формальные. Страх, отчаяние, которые раньше находились где-то по краям разноцветных андерсонских миров и от которых режиссер берег эксцентричных героев, теперь оказались в самом его центре. Несмотря на то, что Город астероидов — такой же жизнерадостно-разноцветный, как и другие локации из андерсеновских фильмов, это душераздирающее кино. Его персонажи (как те, что живут в радиопьесе, так и ее создатели) несчастны, потеряны и слабо верят в хороший исход. Единственная надежда — помощь придет из космоса.
2023 ГОД
Вернувшийся с Первой мировой Эрнест Беркхарт (Леонардо Ди Каприо) приезжает на ранчо к богатому дяде Уильяму Хейлу (Роберт Де Ниро) в Оклахому. И с удивлением узнает, что он живет в окружении индейцев, которые богаче его: племя оссиджей внезапно нашло на бесплодных землях, куда их переселили власти, нефть и баснословно разбогатело. Дядя советует Эрнесту посвататься к девушке из обеспеченной семьи Молли (Лили Гладстоун) — он намекает, у индейцев слабое здоровье, а после ее смерти все состояние перейдет мужу.
Новый фильм Скорсезе снят по одноименному нон-фикшну Дэвида Гранна, в котором описаны удивительные исторические события: в начале ХХ века на землях племени осейдж нашли большие запасы нефти, после чего индейцы — едва ли не самая бесправная группа людей в Америке тех лет — на короткое время стали самыми богатыми на земле. Но их процветание было недолгим: в 20-е белые американцы устроили над индейцами расправу (расследованию убийств и посвящена книга).
«Убийцы цветочной луны» — кино монументальное. Это один из самых масштабных, дорогих и длинных (свыше 200 минут, из-за такого хронометража между режиссером и сетями кинотеатров, самовольно добавившими в фильм перерыв, даже произошел конфликт) картин режиссера. И он буквально придавливает зрителя — Скорсезе и раньше рассказывал о самых постыдных событиях из американской истории, но здесь главными героями становятся человеческая жадность и беспринципность. При этом режиссер предельно серьезен в описании подлостей, на которые готов человек ради денег. В ленте впервые за долгие годы встретились два любимых актера Скорсезе — Де Ниро и Ди Каприо, и оба сыграли одни из лучших своих ролей, по крайней мере за последние годы. «Убийцы цветочной луны» — еще одно доказательство, что Скорсезе — наш великий современник, который в свои 80+ снимает лучше, чем кто бы то ни было.
2023 ГОД
В начале 70-х учителя истории (Пол Джаматти) в престижной школе для мальчиков оставляют на рождественские каникулы с учениками, которых родители не забрали на праздники домой. Настроение у школьников подавленное, в особенности из-за того, что следить за ними оставили именно историка Ханэма — самого принципиального преподавателя из всех, которого недолюбливают в равной степени и коллеги, и ученики. Особенно сложные отношения у него с неуравновешенным старшеклассником Ангусом (Доминик Сесса). Однако, несмотря на взаимную антипатию, им предстоит провести вместе неделю в пустой школе.
Новый фильм Александра Пэйна, что называется, мгновенная классика. Сравнить его хочется прежде всего с фильмами Джона Хьюза — в самом известном, «Клубе „Завтрак”», случайная компания школьников за проступки также оказалась вынуждена проводить вместе время в пустой школе. «Оставленные» — про новогоднее чудо: каждый из главных героев (кроме Ханэма и Ангуса), как скоро выяснится, далеко не такой неуязвимый и довольный жизнью, как хочет казаться. И учитель Ханэм такой же оставленный, как и доверенные ему мальчики: школа заменила ему дом, и уехать из Бартона на праздники ему некуда. Это обаятельное, ироничное, очень смешное и моментами пронзительно грустное кино — еще и идеальный фильм, чтобы посмотреть его на Новый год.
2023 ГОД
Люк (Олден Эренрайк) и Эмили (Фиби Дайневор) работают аналитиками в нью-йоркской финансовой фирме. Работа непростая — от верности их прогнозов зависят сделки на миллионы долларов, но для Люка и Эмили есть еще одно обстоятельство, которое все осложняет: они давно встречаются, а личные отношения между сотрудниками запрещены. Они вынуждены скрывать роман. Когда из фирмы увольняют одного из начальников, все прочат его место Люку, но повышение получает Эмили.
«Честную игру» показали в начале года на фестивале «Сандэнс», после чего права на фильм за $20 млн (солидная по меркам фестиваля сумма) купил Netflix. Эту работу сценаристки и режиссера Хлои Домон можно описать целым облаком тэгов из актуальной повестки: отношения полов, борьба за власть, эмансипация, маскулинность. Герои работают в крайне токсичной сфере (причем Эмили — практически единственная сотрудница в мужском коллективе), но режиссер не просто критикует эти условия, но исследует, насколько токсичность гендерная и могут ли ею заразиться женщины. При этом по мере изменения отношений между героями меняется и жанр фильма — от драмы к триллеру.
2023 ГОД
Киллиан (Джонатан Мэйджерс) — робкий парень, который живет вместе с тетей, работает продавцом и никак не решается познакомиться с симпатичной девушкой на кассе. Но его не назовешь обычным: у него есть мечта — стать известным бодибилдером, как его кумиры, которые смотрят на него с плакатов на стенах. На пути к мечте его ждут не только строгая диета и изнуряющие тренировки — к ним Киллиан готов. Сложнее всего даются отношения с окружающими: оборотной стороной излишней робости являются неконтролируемые вспышки гнева.
Еще один фильм с фестиваля «Сандэнс». Элайджа Байнум («Жаркие летние ночи» с Тимоти Шаламе) снял кино про конфликт чудака с безразличным миром, который, как понятно с самого начала, ничем хорошим для главного героя не закончится, сколько бы он ни качал мускулы. Это один из самых странных, неуютных, дискомфортных кино уходящего года с отличной ролью Мэйджерса (он не только прекрасно вжился в роль робкого парня, но и совершил физический подвиг — превратился в гору мышц). У фильма, правда, туманные перспективы дойти до широкого зрителя: Мэйджерса, как известно, отменили после того, как бывшая девушка обвинила его в побоях.
2023 ГОД
Филипп (Эльдар Калимулин) — поклонник панк-группы из 90-х «Яичный свет». Под ее фанатский музей он переоборудовал свою квартиру в городе Металлогорск, ей же посвящен его подкаст. С ней связана и главная мечта Филиппа — устроить в Металлогорске панк-фестиваль с остатками «Яичного света» в качестве хедлайнеров. Однажды в музей к Филиппу приходит продавщица диванов Марина (Анастасия Талызина), они начинают встречаться, после чего в его жизни происходят большие изменения: Марина ждет ребенка, и теперь музей группы надо собрать в коробки и унести, а Филиппу — найти нормальную работу и повзрослеть.
«Год рождения» Михаила Местецкого — самый панковский и вдохновляющий фильм года. Не бытовая драма (как кто-то может заключить из пересказа сюжета), а фантасмагория. Здесь есть место чудесам (оторванные головы прирастают на место, если их приклеить на «Клей-момент», каждый предмет способен издавать музыку), а фантазии меняют реальность и спасают от самых страшных проблем. Этот хулиганский, вдохновляющий фильм — лучший аргумент, почему важно мечтать. А прочитать наше интервью с Калимулиным можно тут.
2023 ГОД
На рыболовецком судне «Снегирь» вместе с бывалыми рыбаками из команды оказываются два студента мореходки Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк), которых отправили проходить практику. У Максима легко получается найти общий язык с недружелюбными взрослыми моряками, у робкого Никиты — нет, и его отношения с окружающими становятся напряженными по мере того, как дольше они ходят в плавание.
«Снегирь» начинается как кино про отношения между людьми в замкнутом пространстве. Но сюжет меняется и несколько раз «переворачивается», равно как корабль, который шторм опрокидывает с бока на бок. Это настоящий авторский блокбастер — со стихией, вопросами жизни и смерти и сложным выбором. Пожалуй, самый захватывающий из российских.
2023 ГОД
14-летняя Мира (Таисья Калинина) — девочка из хорошей семьи, у которой, кажется, есть все: друзья, любящая мама и внимательный отчим. Правда, когда никто не видит, он запускает ей руки под кофту — это их маленький секрет, говорит он ей.
«Один маленький ночной секрет» — фильм необычайно смелый (видимо, это и есть причина, по которой он уже год не может выйти в прокат). Но Наталию Мещанинову, которая его сняла и написала для него же сценарий, нельзя обвинить в спекуляции на такой больной теме: для нее это автобиографическое кино. Каких-то физиологических подробностей или откровенных сцен в нем нет, но менее страшным от этого он не становится.
Особенно это заметно на контрасте: на какой-то момент Мещанинова дарит своей героине надежду на спасение, и этот шанс на побег делает возвращение в домашний ад еще более невыносимым. В фильме замечательная операторская работа (Артем Емельянов) и игра актеров (никто в России не умеет работать с подростками так, как Мещанинова).
2023 ГОД
Начинающая актриса Света (Мария Мацель), уставшая от ролей потерпевших в сериалах про полицию, получает предложение мечты — сняться в новом проекте известного режиссера из Болливуда. Но на съемках в Карелии, куда она приезжает, происходит что-то непонятное: актеры не учат текст, почти не снимаются, а вместо этого играют в загадочную игру, как-то связанную с пленкой «Свема».
Фильм — новинка математика и драматурга Романа Михайлова, который после того, как решил стать режиссером, снимает по две работы в год. «Отпуск в октябре» — одна из самых цепляющий, необычных картин года: критики сравнивали странный отель, в который попала героиня, с мирами из фильмов Линча, покрытые туманом карельские леса, которые окружают место съемок, — с окрестностями городка Твин Пикс.
2022 ГОД
Школьники из драмкружка в сопровождении двух учителей, строгого завуча (Полина Кутепова) и неформального преподавателя драмы (Дарья Савельева), приезжают на фестиваль в Сочи показать спектакль и побороться за призы. Уже в начале поездки отношения между участниками разношерстной компании довольно непростые: педагоги недолюбливают друг друга, старшеклассники переживают из-за первых влюбленностей и первых же предательств. Но на фестивале им предстоит столкнуться с более серьезными проблемами — цензурой, непониманием, безразличием и другими проявлениями взрослого мира.
«Каникулы» Кузнецовой — лента в жанре «поездки, изменившей все». Ее участников ждут прежде всего разочарования и печальные открытия, но этот фильм дарит героям надежду если не на благополучный исход, то на то, что можно встретить близкого человека, который тебя поймет.
2023 ГОД
Сериал Крыжовникова побил всевозможные рекорды по просмотрам, сделал звездами исполнителей главных ролей (Рузиль Минекаев, Леон Кемстач и Анна Пересильд теперь самые популярные молодые артисты), спровоцировал горячие дискуссии (прежде всего о том, романтизирует ли он уличный бандитизм или предостерегает от него) и даже одну драку подростков, которые решили подражать главным героям. Сложно вспомнить другой сериал, который бы вызвал такой резонанс — слово «чушпаны» узнали даже те, кто никогда до этого не слышали о бандах из Татарстана конца 80-х. Если мания вокруг «Слова пацана» обошла вас стороной, новогодние каникулы — отличная возможность посмотреть сериал и составить о нем мнение.
28.12.23, 16:11
Другие истории
Подборка Buro 24/7