Песнь о Белом Волке: что нужно знать перед погружением в сериал «Ведьмак»
Новую экранизацию культового фэнтези Анджея Сапковского о наемном охотнике на монстров Геральте из Ривии ждали почти двадцать лет — премьера польского шоу с Михалом Жебровским в главной роли состоялась в самом начале 2000-х. Сериал Netflix, шоураннером которого выступила продюсер «Защитников» и сценарист «Западного крыла» Лорен Шмидт Хиссрич, привлек внимание задолго до объявления даты выхода. Поклонники книг Сапковского и видеоигр CD Projekt Redкритиковали стриминговый сервис за неудачный кастинг, требуя взять на ведущие роли Николая Костер-Вальдау и Еву Грин, за странные костюмы некоторых персонажей (особенно досталось доспехам армии Нильфгаарда, которые сравнили с черными мусорными пакетами) и излишнюю толерантность. Что, кстати, не помешало ему получить оценку в 8,7 балла на IMDb (столько же, например, у «Короны») и 93% от пользователей Rotten Tomatoes (при этом критики поставили ему всего 58%). Но, как отметил сам Сапковский, нельзя судить о супе по его ингредиентам. Поэтому зрителям довольно важно узнать некоторые неочевидные детали о мире «Ведьмака» перед просмотром первого сезона, а мы сами с нетерпением ждем второй. Его Netflix обещает выпустить в 2021 году.
Одна из главных сложностей первого сезона «Ведьмака» — нелинейное повествование. Действие разворачивается сразу на трех временных отрезках, что не сразу становится очевидным для неподготовленного зрителя. Создатели сериала учли это и фактически в каждом эпизоде стараются довольно очевидно указать на то, когда именно происходит действие, поэтому все, что требуется, — внимание. Если вы уже посмотрели сезон, но все еще не разобрались в таймлайне, то достаточно подробно он разобран у издания Vulture.
«В первом эпизоде самым важным для меня было объяснить, кем является ведьмак. Как только у вас есть это знание, вы начинаете разбираться в событиях и вещах, которые поначалу казались запутанными. Но надеюсь, к тому времени, когда вы дойдете до второй и третьей серий, вы скажете: „Боже мой, теперь я понимаю, что к чему и почему мне об этом не сказали сразу“».
За желание максимально подробно рассказать о главных героях зрителям, незнакомым со вселенной «Ведьмака», авторам можно простить и скомканность сюжета, на которую указали критики, и часовые эпизоды, которые могут показаться чересчур длинными. Во-первых, это связано с первоисточником. Дебютный сезон поставлен по книгам «Последнее желание» и «Меч предназначения», состоящих из отдельных рассказов о Геральте. Команде шоу нужно было постараться превратить разрозненные фрагменты в единое логичное повествование, что получилось не во всех случаях удачно. Во-вторых, в книгах предыстории чародейка Йеннифер (Аня Чалотра) и княжна Цирилла (Фрейя Аллан) не слишком подробно прописаны — они как бы не существуют отдельно от истории Геральта, который рассказывает о них со своей точки зрения. А в сериале им уделяется ничуть не меньше экранного времени, чем персонажу Кавилла.
«Йеннифер Ани Чалотры сложна, очаровательна и прекрасна. Мы встречаемся с ней до того, как она становится могущественной, и до того, как она становится красивой, и она с огромной отдачей играет эту версию Йенн. Позже, когда магия становится центром ее жизни и она радикально меняется, Чалотра улавливает как ее дьявольскую сторону, так и более глубокие мотивы, которые делают ее по-настоящему идеальной».
Возможно, если бы Netflix решился на чуть большее количество эпизодов в первом сезоне, это позволило бы сделать ритм повествования более размеренным и комфортным. Тем не менее примерно к середине сезона шоу выравнивается, и смотреть его становится гораздо приятнее. В конце концов эти восемь серий вполне справляются со своей главной задачей — рассказать как можно больше об основных героях и связать их вместе для последующего продолжения.
Создатели «Ведьмака» придумали совершенно уникальный сказочный мир, не похожий ни на «Игру престолов» HBO, ни на «Властелина колец» Питера Джексона. Действие шоу разворачивается на Континенте, состоящем из нескольких королевств. В первом сезоне нам предстоит в разной степени познакомиться с Цинтрой, Темерией, Скеллиге, Аэдирном и Нильфгаардом. Континент живет по своим собственным правилам: в нем одновременно находится место и для алчущих власти королей, и для чудовищ из славянской мифологии, и для дриад-амазонок, и для кажущихся неконвенциональными темнокожих эльфов (хотя на самом деле подобные существа присутствуют в германо-скандинавской мифологии и, например, в игре Dungeons & Dragons). При этом проблемы, с которыми сталкиваются его обитатели, простые и актуальные даже в нашем мире. Женщины так же борются за равные права и возможности, простой народ — за достойное существование, а редкие волшебные создания — за элементарное выживание.
Сеттинг шоу не всегда похож на средневековую Польшу, но при этом нужно понимать, что мир «Ведьмака» — отнюдь не реальный. Вполне понятно, что Сапковский опирался на историю своей страны и западнославянскую мифологию, но все-таки он писал совсем не историческое произведение. То же самое справедливо по отношению к «Властелину колец» — известно, что Толкин создал его под впечатлением от Первой мировой войны и вдохновлялся европейскими легендами, но мы не требуем от него достоверного изложения событий. Пусть порой пространство «Ведьмака» начинает выглядеть как абстрактная совокупность максимального количества представлений о фэнтезийном мире, а в определенные моменты выглядит достаточно достоверно.
«Ведьмак» — не только про человеческие отношения (недаром его слоганом стала фраза «Худшие монстры — те, которых мы создаем сами»), но и про очевидную, порой даже слишком сказочную магию. Многие из рассказов о приключениях Геральта базируются на классических сказках — «Белоснежка и семь гномов» и «Красавице и чудовище». Внимательному зрителю сложно будет не заметить эти отсылки.
«„Ведьмак“ кажется особенно свежим в эпоху нигилистических фэнтезийных историй, вдохновленных „Игрой престолов“. Да, время от времени шоу становится жестоким. Отлично поставленные боевые сцены чрезвычайно жестоки, как и одно очень особенное магическое превращение, на которое тяжело смотреть. То, что делает „Ведьмака“ другим, кроется в деталях. Он рассказывает не о злодеях, ужасных изначально — они делают выбор, исходя из любви или стремления выжить, но все идет не по плану. Привлекательным „Ведьмака“ делает то, что он копается в этих серых областях, исследует, почему люди поступают так, как они поступают. К концу у вас появится некоторая симпатия почти ко всем персонажам, независимо от того, насколько неприятными они могут показаться на первый взгляд».
Решение привлечь к съемкам Алика Сахарова, сделавшего себе имя сначала на «Клане Сопрано» в качестве оператора, а затем занявшего режиссерское кресло на площадке «Игры престолов» (он снял шестой и седьмой эпизоды четвертого сезона — «The Laws of Gods and Men» и «Mockingbird»), тоже выглядит оправданно. Все сравнивают новый проект Netflix с «Игрой», и получить в команду человека, посвященного в жанр, — удача. Правда, в «Ведьмаке» почему-то лучше всего выглядят те серии, над которыми работал не Сахаров, то есть с третьей по шестую и финальная, восьмая.
«„Ведьмак“ — шоу не для всех, да оно и не пытается стать таковым. Здесь нет мыльных интриг, которая заставляла зрителя принимать чью-то сторону в „Игре престолов“. Нет здесь и нежной романтичности „Чужестранки“, больших амбиций „OA“ или последовательности, скажем, „Викингов“. Но это нормально. „Ведьмак“ — это „Ведьмак“, и ничто иное не имеет значения. Нужно просто свыкнуться с этим».
Музыку для сериала написали американская пианистка русского происхождения Соня Белоусова и итальяно-швейцарский композитор Джиона Остинелли, ранее уже работавшие вместе над «Романовыми» Мэттью Вайнера. У дуэта получился атмосферный саундтрек — в меру современный и в меру этнический (четыре композиции можно послушать на SoundCloud). Наверняка мемы про песню барда Лютика «Toss a Coin to Your Witcher» («Ведьмаку заплатите чеканной монетой») в соцсетях видели даже те, кто не интересуется шумихой вокруг шоу. Кстати, исполнитель этой роли Джои Бэти признался, что не мог выбросить из головы композицию на протяжении восьми месяцев: «Она застряла в моей голове с тех пор, как я впервые ее услышал. Я шел спать, напевая ее. На следующее утро я просыпался, напевая ее. Вы не представляете, через какой ад я прошел».
«Я более чем доволен Генри Кавиллом в образе ведьмака. Он настоящий профессионал. Точно так же, как Вигго Мортенсен дал свое лицо Арагорну, так и Генри отдал его Геральту, и теперь он будет всегда с ним ассоциироваться».
С самого начала и критиков, и потенциальных зрителей интриговало, как справится с ролью мутанта-ведьмака Генри Кавилл, которого широкая публика помнит в основном как Кларка Кента из фильмов Зака Снайдера о Супермене. Мнения разделились — кто-то считает актера слишком красивым для роли, кто-то недоволен его недостаточной эмоциональностью, а кто-то, наоборот, видит в его выдающейся внешности и сдержанности выражение истинной сущности Геральта. Сам Кавилл неоднократно признавался, что возможность воплотить этот образ на экране стала для него сбывшейся мечтой, ведь он большой поклонник игр по «Ведьмаку». Наверняка у него было достаточно времени, чтобы обдумать, каким он видит своего персонажа. Насколько его видение совпало с фантазией тех, кто читал и играл в «Ведьмака», — другой вопрос.
«Кавилл, больше всего известный как киношный Супермен, возвращается к сериалам спустя десятилетие после того, как снялся вместе с Джонатаном Рис-Майерсом в „Тюдорах“. И он привносит в „Ведьмака“ убедительное физическое присутствие, противоречивую человечность и эмоциональную глубину. Его игра несколько выше уровня материала (и большей части остального актерского состава), и если вам по душе жанр фэнтези в привычном его понимании, то он может склонить чашу весов в пользу просмотра».