10 лучших и еще 10 хороших фильмов года: выбор BURO. и план на каникулы

В нашей традиционной подборке ­— десять наиболее полюбившихся нам фильмов, вышедших в 2021 году, и еще десять картин, заслуживающих внимания. Cписок можно рассматривать как руководство к действию, начав просмотр прямо во время длинных новогодних каникул


10 (А НА САМОМ ДЕЛЕ 12) ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ


«РУКА БОГА» 

РЕЖИССЕР: ПАОЛО СОРРЕНТИНО

Главный певец красоты и декаданса в современном кино Паоло Соррентино («Молодой папа», «Молодость») возвращается в город своего детства — Неаполь 1980-х. 17-летний Фабьетто (Филиппо Скотти, списанный, соответственно, с самого Соррентино) и его большая итальянская семья на пикнике обсуждают последние новости — футбольный клуб «Наполи», по слухам, покупает Диего Марадону, лучшего игрока в мире. История взросления Фабьетто переплетена с историями его родных, которые часто начинаются как анекдот — тот, что со смешком пересказывают на семейных застольях, — а заканчиваются трагически. И история самого Фабьетто не исключение. Как и в жизни, смешное и трагическое, малозначимое и судьбоносное, историческое и личное оказываются очень близки в фильме, получившем Гран-при последнего Венецианского кинофестиваля.


«ВЕСТСАЙДСКАЯ ИСТОРИЯ»

РЕЖИССЕР: СТИВЕН СПИЛБЕРГ

Стивен Спилберг экранизирует бродвейскую классику: как и в театральной постановке 1957 года, в его фильме Тони и Мария из враждующих банд полюбили друг друга на злых улицах Нью-Йорка конца 50-х. Гуманист Спилберг возвращается к вечному сюжету (Тони и Мария — это, конечно, Ромео и Джульетта) и обнаруживает, что он все так же актуален: мир расползается по швам, расходится по границам — расовым, гендерным, политическим. Соединить разные стороны может только любовь. Но «Вестсайдская история» не просто проповедует доброе и вечное — это еще и один из самых зрелищных и ярких фильмов года. Наша рецензия на него здесь.


«ДОМ ГУЧЧИ» / «ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ»

РЕЖИССЕР: РИДЛИ СКОТТ

«Дом Гуччи» — экранизация одноименной книги американской журналистки Сары Форден «Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности». Злая и очень смешная история краха семейного бизнеса Гуччи — от знакомства скромного наследника фэшн-империи Маурицио Гуччи (Адам Драйвер) с секретаршей Патрицией Реджани (Леди Гага) до его смерти на миланской улице, где в него выстрелил нанятый Патрицией, на тот момент уже его бывшей женой, киллер. «Дом Гуччи», в котором американские актеры в немыслимых нарядах говорят с фальшивым итальянским акцентом, критикуют за то, что в нем все слишком. Но если воспринимать фильм менее серьезно, то это два с половиной часа чистого киношного удовольствия.

У многостаночника Ридли Скотта, недавно отметившего 84-й день рождения, в этом году вышел еще один фильм ­— «Последняя дуэль». История судебного разбирательства между рыцарем Жаном де Карружем (Мэтт Дэймон со шрамом) и сквайром Жаком Ле Гри (опять же Адам Драйвер), которая закончилась дуэлью, рассказана трижды — с точек зрения всех основных участников: Ле Гри, де Карружа и его супруги Маргариты (Джоди Комер).


«СЛУЧАЙНОСТЬ И ДОГАДКА» / «СЯДЬ ЗА РУЛЬ МОЕЙ МАШИНЫ»

РЕЖИССЕР: РЮСУКЭ ХАМАГУТИ

Как и Ридли Скотт, японец Рюсукэ Хамагути в этом году выпустил два фильма. «Случайность и догадка» — триптих о любви и ее превратностях: в каждой новелле речь идет о случае, который сводит вместе героев, испытывающих друг к другу чувства (не всегда нежные). Это разговорное кино с невесомой, воздушной режиссурой. Любимец фестивальной публики Хамагути обнаруживает поэтическое в будничном и регистрирует едва уловимые движения души — и то, что фильм получил Гран-при жюри на последнем Берлинале, вовсе не случайность, а торжество справедливости.

Второй фильм Хамагути, «Сядь за руль моей машины», рассказывает о режиссере, который ставит «Дядю Ваню» в Хиросиме и через чеховский текст и ежедневные поездки на работу пытается пережить личную драму. Картину показали в основном конкурсе Каннского фестиваля, где она получила приз за лучший сценарий.


«НЕЗНАКОМАЯ ДОЧЬ»

РЕЖИССЕР: МЭГГИ ДЖИЛЛЕНХОЛ

Режиссерский дебют актрисы Мэгги Джилленхол (сама она на экране не появляется), снятый по одноименному роману итальянки Элены Ферранте. Профессорша литературы средних лет Леда (Оливия Колман) приезжает на отдых в Грецию, где встречает многочисленную, шумную и очень неприятную семью американцев. Но к американке Нине (Дакота Джонсон), которая сначала теряет на пляже дочь, а потом ее любимую куклу, Леда постепенно проникается симпатией — уж очень она похожа на нее саму в молодости (Джесси Бакли). Став невольной свидетельницей непростых отношений Нины с мужем и ребенком, Леда вспоминает, как сама растила дочерей и поступки, в которых теперь раскаивается.

На крошечном греческом курорте собралась целая компания отличных актеров (кроме названных выше, это Пол Мескал из «Нормальных людей» и Эд Харрис), но переиграла всех Джонсон — ее Нина соблазнительна, вульгарна и опасна. Премьера фильма прошла на Венецианском кинофестивале, где Джилленхол забрала награду за лучший сценарий.


«ФРАНЦУЗСКИЙ ВЕСТНИК. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ "ЛИБЕРТИ. КАНЗАС ИВНИНГ САН"»

РЕЖИССЕР: УЭС АНДЕРСОН

Уэс Андерсон экранизировал… журнал: «Французский вестник», иронично срисованный с «Нью-Йоркера», раскрывается для зрителей в зарисовке о вымышленном городе Аннуи-сюр-Блазе и рассказывает три истории о его жителях. Первая — про современное искусство, вторая — про студенческую революцию, третья — про полицейскую кухню. У каждой свой рассказчик (журналист, написавший статью для «Вестника»), свой сюжет и темп. Андерсон воздает поклонникам за долгое ожидание — это, как и всегда у него, обаятельное, забавное, очень красивое кино с замечательными артистами (Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон, Оуэн Уилсон и многие другие). Правда, сложно не заметить, что на этот раз герои фильма особенно грустные, а истории в целом трагические.


«ФАБИАН — ПОЛЕТ В ПРОПАСТЬ»

РЕЖИССЕР: ДОМИНИК ГРАФ

Фильм немца Доминика Графа по роману его соотечественника Эриха Кестнера. Начало 30-х, Берлин. Фабиан (Том Шиллинг) работает, говоря современным языком, копирайтером — придумывает рекламные тексты для сигаретной компании, а по ночам пишет стихи и гуляет со своим более обеспеченным и раскованным приятелем Стефаном (Альбрехт Шух) по борделям и кабакам. В одну из таких ночей он встречает любовь всей своей жизни — начинающую актрису Корнелию (Саския Розендаль). Вскоре их жизням будут заданы противоположные направления: Фабиана уволят с работы, Корнелии начнет покровительствовать влиятельный продюсер, и ее карьера пойдет в гору.

Том Шиллинг уже один раз играл творца, который попадает в жернова истории — в претенциозной и тяжеловесной «Работе без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. «Фабиан» — это, так сказать, работа над ошибками. Граф не стремится восстановить 30-е во всех деталях, показывает их схематически (возможно, причина в ограниченном бюджете). Но эти условности, а также некоторая театральность не делают фильм менее убедительным.


«НА СЧЕТ ТРИ»

РЕЖИССЕР: ДЖЕРРОД КАРМАЙКЛ

Два лучших друга, Вэл (Джеррод Кармайкл) и Кевин (Кристофер Эбботт), решают покончить с собой — прострелить друг другу голову на счет три. Но в последний момент договариваются отложить исполнение плана на один день, чтобы закончить все дела — встретиться с родными, подружками и подонками, испортившими им жизнь. «На счет три» — броманс Кристофера Эбботта и комика Джеррода Кармайкла, для которого это режиссерский дебют (премьера прошла на фестивале «Санденс»). К финалу этот мрачный и ироничный фильм обнаруживает, что даже в самым отчаянных обстоятельствах, если приглядеться, есть что-то вроде надежды.


«КУПЕ НОМЕР 6»

РЕЖИССЕР: ЮХО КУОСМАНЕН

В фильме, снятом в финско-русской копродукции, русская речь звучит чаще финской (над русскоязычными диалогами работала Любовь Мульменко). 1990-е, студентка из Финляндии Лаура (Сейди Хаарла), изучающая археологию, садится в Москве в поезд до Мурманска — она едет туда, чтобы посмотреть петроглифы. В багаже у нее трагическая история любви и видеокамера, с помощью которой она регистрирует все, что с ней происходит. Ее соседом по купе оказывается Леха (Юра Борисов), который тоже едет в Мурманск — на горно-обогатительный комбинат на заработки.

Один из самых атмосферных (можно буквально почувствовать запах старых вагонов) и душевных фильмов в этом году, который рассказывает о том, что одиночество преодолимо — главное, чтобы повезло с попутчиком. «Купе номер 6» получило Гран-при жюри в Каннах.


«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ»

РЕЖИССЕР: НИКОЛАЙ ХОМЕРИКИ

Сказка от Николая Хомерики, разыгранная четырьмя актерами в лесу. Подростки Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова) влюбляются друг в друга в летнем лагере и сбегают в хижину в лесу. Но лес, как окажется, волшебный — даже летом здесь может пойти снег, а время остановилось. Прожив в нем то ли пару месяцев, то ли несколько лет, Коля и Саша встречают пару постарше (Андрей Смоляков и Юлия Ауг), которая живет в ветхом домике, да и в остальном очень похожа на них самих.

«Море волнуется раз» — магический реализм от Николая Хомерики (прежде всего в том смысле, что он замечает волшебное в бытовом — от подметания полов до приготовления бражки). Фильм получил на последнем «Кинотавре» главный приз, Ольга Бодрова — награду за лучшую женскую роль.


ЕЩЕ 10 ХОРОШИХ ФИЛЬМОВ


«ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ В СОХО»

РЕЖИССЕР: ЭДГАР РАЙТ

Провинциалка Элоиза (Томасин Маккензи) приезжает в Лондон, чтобы стать дизайнером одежды. Перебравшись из общежития в старомодную съемную комнату, она начинает видеть яркие сны о 60-х — эпохе, о которой мечтает и наяву. В них она следует за молодой певицей Сэнди (Аня Тейлор-Джой), которая намерена во что бы то ни было прославиться в свингующем Лондоне. Красочные фантазии скоро станут кошмарами, от которых Элоиза не может избавиться. Райт разоблачает старые добрые времена, в которых не было ничего хорошего, но делает это слишком поздно — за первые полчаса фильма зрители успевают навсегда влюбиться в Лондон середины прошлого века.


«ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

РЕЖИССЕР: ГАЙ РИЧИ

Новый фильм российского народного режиссера Гая Ричи, который в последнее время выпускает по ленте в год. В задрипанную инкассаторскую контору в Лос-Анджелесе устраивается новый сотрудник Эйч (Джейсон Стэйтем) — немногословный британец, грацией напоминающий автомобиль «Хаммер». Коллеги относятся к нему с недоверием — он слишком хорош для этой работы, но отказаться от его услуг не могут: недавно на инкассаторов напали, и теперь они с тревогой ждут нового ограбления. Ждет его, правда, с другими чувствами, и Эйч. Лязгающий, скрипящий боевик про месть — не фильм, а адреналиновый шот.


«КРУЭЛЛА»

РЕЖИССЕР: КРЭЙГ ГИЛЛЕСПИ

Персональный фильм одной из главной диснеевских злодеек — Круэллы Де Виль из «101 далматинца». В начале 60-х Круэлла — а точнее, Эстелла (Эмма Стоун), только что потерявшая маму, оказывается в Лондоне. Через несколько лет, сколотив уличную банду, она решает стать дизайнером и устраивается в подмастерье к фэшн-иконе Баронессе (Эмма Томпсон). В фильме Крэйга Гиллеспи (автора еще одного байопика про сильную девушку, «Я, Тоня») Круэлла оказывается не злодейкой, а просто панком.


«ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЕНОМ РЫЦАРЕ»

РЕЖИССЕР: ДЭВИД ЛОУРИ

Невероятной красоты экранизация средневекового романа из цикла о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Сэр Гавейн (Дев Патель), племянник и наследник короля (в фильме это не проговаривается, но речь идет, конечно, о короле Артуре) отрубает голову таинственному Зеленому рыцарю и тем самым подписывает смертный приговор и себе. Через год он должен вновь предстать перед Зеленым рыцарем, чтобы тот отплатил ему тем же. В средневековом рыцарском романе режиссер Дэвид Лоури находит актуальные темы — что значит быть мужчиной, стоит ли следовать тому, что предписывает тебе общество, или нужно искать свой путь.


«САМЫЙ ЛУЧШИЙ БОСС»

РЕЖИССЕР: ФЕРНАНДО ЛЕОН ДЕ АРАНОА

Разоблачительная комедия про капитализм. Бланко (Хавьер Бардем с сединой) управляет семейной компанией по производству весов и ждет проверку — его собираются отметить наградой за высокие стандарты, но перед этим комиссия должна осмотреть фабрику. Но минута триумфа, которую Хулио уже предчувствует, откладывается — и дома, и на работе все идет наперекосяк. Но герой уже давно в бизнесе и уверен, что все так или иначе можно исправить: весы — это, конечно, символ справедливости, но, если что, их можно слегка подкрутить.


«МАЛКОЛЬМ И МАРИ»

РЕЖИССЕР: СЭМ ЛЕВИНСОН

Новый фильм от создателя «Эйфории» Сэма Левинсона — черно-белая лаконичная драма, снятая внутри одного дома всего с двумя актерами (Зендея и Джон Дэвид Вашингтон). Малкольм и Мари, режиссер и его муза, выясняют отношения после премьеры. Он наслаждается триумфом, она расстроена, что он поблагодарил со сцены всех, кроме нее. Эстетская, виртуозно сделанная драма — от перепалки Малкольма и Мари не оторваться.


«ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ»

РЕЖИССЕР: ПОЛ ШРЕДЕР

Новый фильм Пола Шредера — сценариста и постоянного соратника Мартина Скорсезе, который написал «Таксиста» и сам стал отличным режиссером. Уильям (Оскар Айзек) — профессиональный игрок. Он колесит по стране, где за одинаковыми столами в одинаковых комнатах участвует в одинаковых карточных турнирах — выигрыш всегда небольшой, соперники похожие. Уильям умеет считать карты, а значит, почти всегда выигрывает. Этому он научился в тюрьме, куда попал за пытки пленных на военной базе. Но прошлое, от которого он пытается скрыться в стерильных интерьерах казино и отелей, возвращается к нему после встречи с подростком (Тай Шеридан) и женщиной (Тиффани Хэддиш). Тягучий фильм с совершенно гипнотическим Оскаром Айзеком, лабиринт отельных коридоров и игровых комнат, из которого не выбраться до самых финальных титров.


«МОНА ЛИЗА И КРОВАВАЯ ЛУНА»

РЕЖИССЕР: АНА ЛИЛИ АМИРПУР

Мистическое путешествие по залитому обманчивым лунным светом Новому Орлеану. Ночью, когда на небе светит огромная желтая луна, из психиатрической лечебницы сбегает пациентка со сверхспособностями (Чон Джон-со). За ней уже выехал полицейский наряд, но ее новые друзья — стриптизерша (замечательная роль Кейт Хадсон) и пушер (Эд Скрейн) — помогают ей спрятаться от преследователей. Новый фильм Аны Лили Амирпур («Девушка возвращается одна ночью домой»), на который ее очевидно вдохновил другой любитель ночных странствий — Джим Джармуш.


«МАМА, Я ДОМА»

РЕЖИССЕР: ВЛАДИМИР БИТОКОВ

Показанный на Венецианском кинофестивале (в программе «Горизонты экстра») фильм Владимира Битокова — выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии. Водительница автобуса в Нальчике Тоня (не вполне правдоподобная в этой роли Ксения Раппопорт) получает похоронку на сына, который вступил в ЧВК. Не желая ей верить, Тоня ходит по разным инстанциям, добиваясь помощи в поисках сына. И однажды он (Юра Борисов) действительно возвращается домой — только, кажется, это совсем другой человек. «Мама, я дома» начинается как фильмы Звягинцева, но в момент, когда зритель про себя скажет, что уже все понял, делает резкий разворот к Кафке — в российской провинции и не такое возможно.


«НА БЛИЗКОМ РАССТОЯНИИ»

РЕЖИССЕР: ГРИГОРИЙ ДОБРЫГИН

Второй полный метр Григория Добрыгина, маленький фильм про самоизоляцию и взаимоэксплуатацию. Известная актриса Инга (снова Раппопорт, здесь — в роли плюс-минус себя) во время пандемии обнаруживает, что у нее под дверью упал в обморок курьер, мигрант из Средней Азии (Нурбол Кайратбек). Инга решает приютить его у себя и активно рассказывает о своем гражданском подвиге в соцсетях. Но и ее новый сосед не так прост, как кажется.