Буллинг, подростки и будущее кино: как прошел кинофестиваль «Край света-2020»
В Южно-Сахалинске в прошлую пятницу закончился кинофестиваль «Край света», который в этом году из-за коронавируса провели в сокращенном формате. Но в отличие от многих других этот фестиваль не ушел в онлайн: фильмы показали, победителя выбрали. По просьбе BURO. Катя Загвоздкина съездила на Сахалин и выяснила, как он стал одним из главных центров киноискусства на Дальнем Востоке.
В кинотеатре «Октябрь» показывают фильмы из программ последнего Берлинале и других важных фестивалей, после сеанса — Q& A с режиссерами. Нет, речь не о Москве — так проходит сахалинский кинофестиваль «Край света», один из самых необычных в российских регионах. Сюда уже десятый год привозят самое актуальное кино и его создателей — от филиппинца Лав Диаса до иранца Мохсена Махмальбафа.
Фестиваль, и правда, проходит на краю земли — дальше, за грядой Курил, только бесконечные просторы Тихого океана. В этом году «Край света» должен был широко отпраздновать первый юбилей; коронавирус скорректировал эти планы. Пришлось обойтись без жюри и красных дорожек, фестиваль сделали промежуточным и переименовали в «Край света-2020», запланированное празднование юбилея перенесли на следующий год.
При этом в смысле нового кино несправедливо называть этот фестиваль безрыбным (на Сахалине, кстати, сейчас путина). Отобранные на конкурс фильмы — в том числе нового Хон Сан Су и другое важное фестивальное кино — показали в программе «Горизонт событий». Премьеры здесь иногда проходят раньше московских, на них может бесплатно попасть любой желающий. Из Берлина же приехал фильм «Пари» иранца Симаака Этемади про родителей, разыскивающих своего сына, — он получил приз зрительских симпатий в Южно-Сахалинске, главную награду в этом году. А в честь десятилетия собрали программу «Хиты края света» — с фильмами, которые получали на Сахалине Гран-при или зрительские награды.
«Край света» — это не только показы и встречи со звездами, которых в этом году предсказуемо почти не было: на Сахалин сейчас пускают только по пропуску, однако на остров все же приехал Евгений Гришковец и выступил с двумя концертами-монологами. «Своей главной миссией фестиваль считает создание новых возможностей для самореализации жителей области в различных культурных сферах», — сказал генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович. Этим занимаются в мастерских.
«Изначально на фестивале мы проводили взрослые мастерские — и кино-, и фото-, и урбанистическую, — рассказывает куратор продюсерской мастерской „Успех“, руководитель Центра городской антропологии КБ Стрелка Михаил Алексеевский. — Идея была такая: на Сахалине есть творческие люди, и нужно помочь им самоорганизоваться. Но у нас была задача сделать мастерские не на время фестиваля, чтобы всех поразвлекать, а придумать долгоиграющий проект — чтобы фестиваль закончился, а работа над ним продолжилась». «Со взрослыми, как выяснилось, так не работает, — продолжает Алексеевский, — во время фестиваля они активизировались, а после отъезда кураторов с Сахалина прекращали что-либо делать. И тогда в качестве эксперимента мы запустили киномастерскую для подростков, которая оказалась невероятно успешной. Выяснилось, что подростки, как батарейка „Энерджайзер“, готовы работать, работать и еще раз работать».
У разных мастерских разные задачи: в одних снимают кино (кинолаборатория), в других занимаются продюсированием проектов, в третьих — анимацией или дизайном. Принцип работы общий: кураторы — киноэксперты и профессионалы из других областей — работают с подростками удаленно и несколько раз в год прилетают на Сахалин на живые сессии — интенсивы, как их здесь называют.
Подростки из мастерских не только изучают теорию, но также определяют, как проходит фестиваль. Например, с их подачи в этом году сквозной темой «Края света» стал буллинг. Школьной травле была посвящена выставка «Жажда веселья», с которой для многих зрителей начался фестиваль: фотографии и рассказы жертв травли были выставлены в грузовом контейнере прямо перед кинотеатром «Комсомолец», где проходили кинопоказы. Выставку придумали и собрали участники мастерской «Успех», ее продюсером стал 13-летний Артемий Ковалев.
«Когда мы начали готовиться к фестивалю, подростки сказали, что хотели бы поговорить о том, что их волнует, — рассказала другой куратор мастерской „Успех“, режиссер монтажа Дарья Гладышева. — Я ответила: „Ок, тогда сами предлагайте идеи“. Так родились четыре темы: буллинг, отношения с родителями, подростковая любовь и мечта. На каждую из них участники мастерской записали подкасты».
Гладышева говорит, что ребята сами захотели провести выставку внутри грузового контейнера, который нужно было специально везти в Южно-Сахалинск. Из-за сложных условий, обусловленных пандемией, возможности доставить его в город не было. «Мы сказали ребятам, сорри, не получится, — вспоминает Дарья. — А они настаивали: это камерная выставка, личные истории — как их можно показывать где-то на площади, в музее. Нам нужен контейнер! И несмотря на все сложности, в результате мы привезли его в город».
«Выставка просто порвала Сахалин, — рассказывает Алексеевский. — На форуме sakh.com, где сидит вся область, сотни комментариев про нее. И хотя эта площадка — средоточие негатива, там не только отрицательные отзывы — есть и глубокие, болезненные размышления. Например, люди спрашивают: „Почему вы рассказываете только о подростках? У нас в коллективе буллинга ничуть не меньше“. Видно, что тема их задела, выставка спровоцировала дискуссию».
Буллинг есть везде — сахалинские школьники в этом отношении мало отличаются от московских или американских. Это доказывает и подборка историй на выставке, рассказанных школьниками из России и других стран, и отобранные фильмы. В программу «Горизонт событий» вошла гонконгская «Лучшая пора» — ироничное название для драмы про то, что не всем удается пережить подростковые годы. Кроме того, на фестивале прошел специальный показ американской независимой картины «Школа на выживание» про буллинг и шутинг. Фильм нашли сами подростки, они же договорились о показе на «Краю света» еще до его выхода в прокат в США.
Про буллинг во время фестиваля снимали и на самом Сахалине — клип про травлю на песню белорусской группы Intelligency сделали ученики кинолаборатории. Его герои — местные школьники, среди локаций — сахалинские достопримечательности: горнолыжный курорт «Горный воздух» и приморский город Корсаков. Подростки выступили авторами идеи, они в кадре и за кадром; взрослые — сценаристка Елена Ванина, оператор Кирилл Кулагин и Ольга Панькова, работавшая над клипом Хаски «Детка-Голливуд», — отвечают только за камеру и монтаж.
Самоорганизация под контролем взрослых — главный принцип, по которому работают мастерские. В прошлом году у «Края света» появилась молодежная версия — фестиваль подросткового кино «Игра света», и его также организовывали сахалинские подростки: они осматривали и отбирали фильмы, придумывали и составляли программы, занимались дизайном.
«Наша задача — системно выращивать специалистов в области кино, тренироваться делать фестивали и создать площадку, на которой можно показывать фильмы, — рассказывает Алексеевский. — Сверхцель — чтобы наши подростки, когда вырастут, смогли организовывать „Край света“ сами, без всяких москвичей».
Дарья Гладышева, возглавляющая московскую Киношколу имени МакГаффина поделилась шуткой: «Дети — это скоропортящийся продукт. Сегодня они дети, завтра — уже взрослые». Однако в своих прогнозах на их будущее она осторожнее: «У каждого конкретного проекта, которым мы занимаемся, есть цель, но цели в долгосрочной перспективе сделать всех подростков киношниками нет. Судя по моей московской практике, в киноиндустрию идут около 10% учеников. Сейчас ребятам, с которыми мы занимаемся, от 12 до 17 лет — сказать, свяжут ли они жизнь с кино, например, можно будет только лет через 10».
Президентом «Игры света» пригласили Данилу Козловского, и работы, которые показали на первом фестивале, так ему понравились, что он учредил собственный приз. В 2019-м его получил фильм «Что-нибудь зеленое» Вари Родионовой — короткий метр про девочку, которая из-за постоянных переездов не может завести друзей. Сценарий Варя, которой сейчас 13, написала сама, она же сыграла главную роль — производством ее следующего фильма займется уже продюсерская компания Козловского.
В этом году, несмотря на то что все было готово, «Игру света» пришлось отменить из-за коронавируса. Проекты участников мастерских частично интегрировали в фестиваль: их работы можно было увидеть в параллельной программе «Сахалинский след», в которой показывают фильмы про Сахалин или снятые сахалинскими авторами (их можно посмотреть на сайте Культура.рф).
Стремление работать с местными детьми и взрослыми, не импортировать смыслы, а создавать их на острове и развивать местную кинокультуру отличает «Край света» от других региональных фестивалей. «„Край света“ — как таковой драйвер развития кинематографии на Сахалине, в том числе производства кино, — рассказывает куратор программы „Сахалинский след“ кинокритик Илья Шамазов. — Здесь есть база — люди, которые пытаются снимать, которые учатся делать кино в мастерских». «Но им надо куда-то расти дальше, — продолжает Илья. — Нужна собственная региональная киношкола — по примеру той, что Александр Сокуров делал в Нальчике, где после этого появилась целая плеяда хороших режиссеров. На Сахалине занятия согласились вести Наталья Мещанинова и Борис Хлебников — сейчас задача обеспечить для них, что называется, материально-техническую базу».
Привлекать кинематографистов на Дальний Восток планируют и с помощью рибейтов — возвращения кинокомпаниям части расходов на съемки в регионе. По словам Шамазова, остров может быть интересен и иностранным режиссерам — например, из Японии (до Хоккайдо от Сахалина ближе, чем до Курил) или Китая. Кроме того, на Сахалине большая корейская диаспора — есть условия для появления своего национального кинематографа.
В последние два года на Сахалине в рамках фестиваля проводили питчинги сценариев, победитель которых получает деньги на съемки фильма; обязательное условие — они должны проходить на Сахалине. В 2019-м победителей помогали отбирать продюсер, генеральный директор канала «Пятница» Николай Картозия и режиссерская пара Наташа Меркулова и Алексей Чупов. Пока о результатах питчингов говорить рано — первые итоги будут подводить на следующем, юбилейном фестивале.