Одевая Скарлетт: интервью с дизайнером костюмов фильма «Кролик Джоджо»

Коллеги из BURO. London поговорили с Майес С. Рубео. Публикуем перевод их статьи

Внимание: спойлеры! Не читайте этот текст, если еще не смотрели фильм

Хотя Майес С. Рубео делала костюмы для таких заметных фильмов, как «Аватар» Джеймса Кэмерона, «Апокалипсис» Мэла Гибсона и «Война миров Z» с Брэдом Питтом, она никогда не мечтала о номинации на «Оскар». Но так оно и случилось: Рубео может получить статуэтку за работу над «Кроликом Джоджо», сатирой на нацистов, снятой Тайкой Вайтити по книге Кристины Лененс «Caging Skies». «Это какой-то сюрреализм. Я никак не могу свыкнуться с номинацией, но я очень счастлива, чувствую себя робко, но наслаждаюсь моментом», — признается Рубео в разговоре по телефону (она находится в Атланте) и тут же благодарит своих «замечательных дизайнеров-ассистентов Лиз Краузе и Джозефа Фелтуса». Еще у Майес есть все шансы получить премию BAFTA.

В центре истории — 10-летний Джоджо (Роман Гриффин Дэвис), полный энтузиазма (точнее фанатичный) член тренировочного лагеря для гитлеровской молодежи под руководством капитана Кленцендорфа в исполнении Сэма Рокуэлла. Мальчик настолько повернут на идеях национал-социализма, что фюрер (его играет сам режиссер Тайка Вайтити) становится его воображаемым лучшим другом, который в равной степени дает ребенку советы и промывает мозги. В то же время мать Джоджо (Скарлетт Йоханссон), участница немецкого сопротивления, прячет на чердаке их дома еврейскую девочку. Вскоре Джоджо раскрывает этот секрет, и начинается череда событий, неразрывно связанных с вопросами взросления. «Мы рассказываем историю о любви, о том, как она может изменить наше сознание, о том, как жизнь побеждает, несмотря ни на что», — объясняет Рубео, чья задача была передать все это через костюмы. Довольно непросто, ведь вписать остроумный и оптимистичный нарратив надо было в одну из самых темных и тяжелых глав нашей истории.
Далее Майес С. Рубео рассказывает о своих дизайнах и источниках вдохновения, а также о том, как ей работалось со Скарлетт.

«МЫ РАССКАЗЫВАЕМ ИСТОРИЮ О ЛЮБВИ, О ТОМ, КАК ОНА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ НАШЕ СОЗНАНИЕ, О ТОМ, КАК ЖИЗНЬ ПОБЕЖДАЕТ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО»


О ТОМ, КАК СОЗДАВАЛИСЬ НАРЯДЫ ГЕРОИНИ СКАРЛЕТТ ЙОХАНССОН РОЗИ БЕТЦЛЕР

«Когда я присоединилась к проекту, уже ходили слухи, что Скарлетт будет в нем сниматься, и это была хорошая отправная точка для дизайна и источник вдохновения», — рассуждает Рубео, называя Скарлетт женщиной с образом вне времени, которая может примерить на себя моду любой эпохи. Она вспоминает, как полетела к актрисе на первую примерку в Нью-Йорк, в отель Peninsular: «Она готова была принимать активное участие в работе. Мы много и долго обсуждали детали, она вникала во все моменты моей работы, хотела попробовать самые разные подходы. Она прекрасная артистка, и, когда начала примерять вещи, перед моими глазами нарисовалась полная карта ее гардероба».

О ЗНАЧЕНИИ ЦВЕТА В КОСТЮМАХ

Несмотря на декорации времен Второй мировой войны, одного из самых мрачных периодов истории человечества, одежда героев в «Кролике Джоджо» окрашена в неожиданно яркие оттенки красного, зеленого и бирюзового. «Первое и главное, что я держала в голове, — то, что это история глазами 10-летнего ребенка, обожающего свою мать, поэтому его воспоминания такие яркие, — объясняет Рубео. — Это теплые воспоминания. Вторым для меня было то, что у Рози творческий бэкграунд, и, как мы решили, она принадлежит к верхней прослойке среднего класса, потому у нее есть доступ к самой модной одежде. Ее легко представить в эклектичном кругу интеллектуалов, художников, например, Эльзы Скиапарелли или Сальваторе Феррагамо, тех, кто создавал моду того времени. А еще она экстраверт и любит цвет — даже ее дом об этом говорит.

Такой была точка зрения Тайки. Он не хотел снять серый фильм о Второй мировой». Но все же свежие костюмы, созданные Рубео, были бережно состарены — так, чтобы соответствовать духу 1940-х, но и не терять нужной авторам фильма яркости. «Ее наряды не идеальны. Я бы никогда не стала делать идеальные вещи», — кредо, точно передающее состояние духа «на войне как на войне», свойственное той эпохе и ставшее еще одной частью исследования для Рубео и ее команды.

О МОДЕ 1940-Х

«Тогда было множество ограничений. Все было максимально рационально», — от ткани до шляп, что в жизни привело к взрыву креативности. Рубео приводит пример: женщины брали мужские шляпы и превращали их в нечто похожее на шляпки, которые англичане называют fascinator и надевают на скачки, свадьбы и прочие мероприятия. Так, Скарлетт появляется в фильме в нескольких шляпках, главным референсом к которым Рубео называет Скиапарелли. На ней можно заметить и несколько пар потрясающих брюк — полуавангардных, только начинающих входить в моду в 1940-е. «Я решила одеть Скарлетт в брюки, потому что в те годы они еще не были так популярны. Для меня это символ эмансипации». И, развивая тему авангарда, Рубео обратилась за вдохновением к художнице-абстракционистке Соне Делоне, известной любовью к глубоким цветам и оптическим принтам.

О ТУФЛЯХ СКАРЛЕТТ

Скорее всего, из кино (в нашем случае из дома, так как в российских кинотеатрах «Кролика Джоджо» не показывали и вряд ли будут. — Прим. BURO.) вы выйдете с непреодолимым желанием купить новую пару красивых туфель. Спасибо за мотивацию туфлям героини Скарлетт, которые то и дело мелькают в кадре. Эта пара сделана в Канаде и называется джиттербаг в честь популярного танца 1930–40-х. В фильме этой двухцветной паре на завязках отведена особая и очень важная роль. «Туфли отражают одновременно радость от жизни и плохие новости о смерти», — делится Рубео. Именно туфли рассказывают Джоджо о гибели его матери. «Если ты в военное время участвуешь в сопротивлении и просто идешь по улице, ты часто опускаешь глаза, и взгляд падает на туфли. Поэтому туфли должны быть источником маленькой радости в тяжелые моменты. Они одновременно отражают плохие времена и счастливые».

«ТУФЛИ ОТРАЖАЮТ ОДНОВРЕМЕННО РАДОСТЬ ОТ ЖИЗНИ И ПЛОХИЕ НОВОСТИ О СМЕРТИ»

ОБ ИДЕЯХ 
ДЛЯ КОСТЮМОВ

Микс из самодельных и винтажных предметов в гардеробе Рози Бетцлер собирали в берлинском Mimi Vintage Berlin и на блошиных рынках Праги и Рима. Так, очки Рози нашлись на барахолке Porta Portese, а ткани для костюмов покупали в Bassetti Rome.

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

«Я всегда хотела стать дизайнером костюмов. Я родилась в семье кинематографистов и всегда была одержима костюмами, фильмами и модой — какие же это чудесные миры». Сначала Рубео поступила в Торгово-технический колледж Лос-Анджелеса, чтобы изучить техническую и конструкторскую стороны специальности, а потом пришла к творчеству на дополнительных курсах в Калифорнийском университете (UCLA). Тогда же она начала работать художником по костюмам и поднималась по карьерной лестнице. При этом, когда дело доходило до шитья, у Рубео начинался стресс. Она и сама признается, что швея из нее плохая. «Да, такое вот странное противоречие», — смеется она.

О РАБОТЕ
С ТАЙКОЙ ВАЙТИТИ

«У него суперясное видение, и он максимально вовлечен в работу, потому что сам любит моду и одежду. Он все постоянно примеряет. Он всему в равной степени уделяет внимание, а его творческий бэкграунд и эклектичный взгляд на вещи делают работу фантастически веселой». Думаем, если бы Уэс Андерсон решил передать кому-нибудь своеобразный факел, то это были бы Вайтити и Рубео.


Впервые этот материал был опубликован на BURO. London 21 января 2020 года

Катя Мячикова

31.01.20, 17:07