Единственная крупная премия, за которой сегодня имеет смысл следить широкой аудитории, — Нобелевская
6 января откроется сезон премий — в США пройдет церемония вручения «Золотых глобусов», а 25 февраля там же будут раздавать «Оскары». Медиа уже сейчас пытаются подогреть интерес к этим наградам, пытаясь предсказать победителей и публикуя новости о номинантах. Buro. разбирается, почему ажиотаж вокруг церемоний вручения известных премий сегодня кажется искусственным и устаревшим.
В 80-е была популярна песня «Video Killed the Radio Star» группы The Buggles, выпущенная в 1979 году и ставшая по-настоящему знаковой в 1981-м, когда началась история музыкального телевидения, и клип на этот трек открыл самый первый эфир канала MTV. Видео убило звезду радиоэфира и несколько десятилетий определяло привычки потребления и маркетинг в музыкальной индустрии. Потом появился интернет, который в свою очередь считается убийцей телевидения и еще много чего, хотя тут стоило бы говорить скорее о перерождении многих привычных вещей в новые форматы. Церемонии вручения крупных премий в области культуры вроде «Золотого глобуса», «Оскара» и «Грэмми» и сами премии тоже стали жертвой интернета, потому что он начал забирать у них осмысленность и подрывать их авторитет.
Время вашей жизни,
которое никто вам не вернет
Церемонии вручения «Оскара» начали транслировать в 1930 году по радио. На телевидении премию впервые показали в 1953-м, а первая телетрансляция «Золотого глобуса» случилась пятью годами позже —
в 1958-м. За более чем полвека церемонии вручения стали более зрелищными и технически продвинутыми, а сами трансляции —
более качественными, но все равно остались однообразными.
Сегодня, в точности как и десять лет назад, вам сначала показывают включения с красной ковровой дорожки, чтобы вы могли посмотреть
на звезд в шикарных платьях и послушать их лепет в ответ на какие-нибудь вопросы журналистов (чаще всего это будет «Что на вас надето?»). Далее вы будете смотреть на ведущего, пытающегося шутить с переменным успехом, заслушивать списки номинантов из шорт-листа и смотреть, как реагирует аудитория в зале и как победители поднимаются на сцену. Также традиционно и избито, как оливье под новогоднее обращение президента. При этом трансляция церемоний награждения занимает примерно от двух до пяти часов, и это довольно много, учитывая вечную спешку современности.
К сожалению, стоящие внимания попытки премий модернизировать себя сводятся исключительно к поддавкам на давление общественности, требующей большего расового разнообразия, гендерного равенства и инклюзивности. Это, бесспорно, важно,
но премии очень неповоротливы на поле прогрессивности и, судя по всему, уже не смогут стать ключевым проводниками новых идей
и взглядов. Кроме того, сами церемонии вручения от этого не станут интереснее, а процесс отбора номинантов — прозрачнее и понятнее. Можно просто закрыть все премии, чтобы они перестали распространять токсичные идеи, и ничего страшного не случится.
Не удивительно, что 2018 год отметился падением интереса к подобным церемониям. Количество аудитории «Золотого глобуса» снижалось ежегодно последние несколько лет, а в прошлом году телерейтинги премии упали на пять процентов. «Оскар», все еще остающийся лидером по телевизионной аудитории среди неспортивных трансляций, в 2018-м упал по тем же показателям на 19 процентов. «Оскар» музыкальной индустрии «Грэмми» точно так же теряет интерес телеаудитории.
Интернет против церемоний
Интернет мог бы стать новым прибежищем трансляций церемоний «Оскара» и «Глобуса», но вместо этого сделал просмотр таких событий еще более бессмысленным для широкой аудитории и лишил изрядной доли смысловой нагрузки все эти статуэтки.
Полный список победителей на некоторых сайтах появляется сразу после церемонии любой крупной премии, а на некоторых — в течение суток. Все самые красивые и самые провальные платья редакторы моды услужливо выложат для вас уже на следующий день. Лучшие моменты соберут по инстаграмам и ютьюбам в удобную подборку на полчаса чтения максимум. Сегодня можно самому выбрать, что именно хочется знать о прошедшей церемонии, но вот вопрос — нужно ли вообще все это знать среднестатистическому человеку?
Усталость современного человека от нахождения в постоянном потоке информации — не шутка, и даже самые крупные и авторитетные премии превращаются в информационный шум. Сегодня существует около десятка крупных премий в индустрии развлечений и еще несколько десятков поменьше, и все они довольно сильно похожи друг на друга. Это стало по-настоящему очевидно с ростом мировой интернет-сети, которая теперь сыпет информацией о всех мало-мальски важных событиях. Не удивительно, что люди устают от премий, как от заезженного модного тренда.
Ценность церемоний вручения крупных премий и их результат — действительно важный вопрос. Это касается не только того, нужно ли вам знать что-то про оскаровский макияж условной Кристен Стюарт, когда ютьюб полон бьюти-блогеров с десятками вариантов макияжей на любой случай жизни, но и того, что премии дают собственно фильмам и музыкальным произведениям. Раньше, когда интернета не было, премии помогали людям ориентироваться в том, что стоит смотреть и слушать, но сегодня, когда в пару кликов можно посмотреть трейлер к любому фильму, послушать сколько угодно альбомов за двести рублей в месяц и прочитать множество отзывов на любое произведение культуры, «оскароносный» и «обладатель таких-то премий» уже не звучит так уж круто и не играет такой уж большой роли для маркетинга.
Слишком часто в лонг- и шорт-листы премий попадают номинанты, которые уже и так давно на слуху. Хочется новых открытий? Добро пожаловать на фестивали, флагмански выступающие с премьерами и успешно несущие функцию открытия новых имен в кино и музыке, а умение удивлять — важная штука для сегодняшней аудитории, которой уже много что приелось, благо интернет порождает пресыщенность.
Премии потеряли свой статус маяка в мире поп-культуры. Их однообразие приелось аудитории, решения о победителях часто вызывают недоумение или обвинения в попытках угодить не тем интересам, а значительное количество информации, которое они порождают, просто-напросто не нужно большей части населения планеты. У премий не получается стоять в авангарде ни культурных, ни социальных трендов, а интернету гораздо лучше удается помогать нам ориентироваться в новинках музыки и кино. В конечном счете, единственная крупная премия, которая сегодня представляет жизненно важный интерес для широкой аудитории — Нобелевская, потому что от открытий ученых зависит судьба нашей цивилизации, да и с литературой нельзя разобраться так быстро, что хорошо, а что плохо, как с кино и музыкой.
Другие истории
Подборка Buro 24/7