Семья — не более женское дело, чем мужское
В российском, да и не только, обществе все еще силен стереотип, что семья — забота женщины, а не мужчины. Buro 24/7 советует семь фильмов, в которых этот стереотип не работает и мужчины выступают в роли образцовых семьянинов.
«Крамер против Крамера» вышел на экраны в 1979 году, в период расцвета второй волны феминизма в Америке. Фильм стал необходимым отражением перемен, пришедших в общественное и политическое самосознание. Его герой Тед Крамер (Дастин Хоффман) — рекламщик-трудоголик, который по двенадцать часов проводит на рабочем месте и почти не видит жену Джоанну (Мэрил Стрип) и маленького сына Билли. Однажды Теду предлагают повышение, и он спешит поделиться радостной новостью с женой. Но дома выясняется, что Джоанна уже собрала вещи и твердо решила от него уйти. Чувствуя себя несчастной с Тедом, который все время пренебрегал ее интересами и чувствами, она решается на радикальный (даже по нынешним меркам) шаг: оставить Билли с мужем и наконец посвятить время борьбе с депрессией и поискам себя.
Таким образом, картина критикует одновременно несколько гендерных стереотипов. С одной стороны, обращает внимание на нездоровое представление о роли женщины в семье, по которой ей нельзя реализовать себя и воплотить в жизнь собственную американскую мечту. С другой, не меньше времени уделяет проблеме восприятия отцовства и традиционной мужской роли. Тед Крамер, совмещающий карьеру с воспитанием сына (в пользу последнего), стал воплощением прогрессивного мужчины в кино. Для него семья, а вовсе не успех вполне может быть главной ценностью в жизни. Недаром Тед в одной из финальных сцен возмущается: «Я хотел бы знать, какой закон гласит, что женщина — лучший родитель только по природе своего пола?»
Через три года после триумфа «Крамер против Крамера» режиссер Артур Хиллер шагнул дальше. В своем фильме «Автора! Автора!» он не только представил возможным отца-одиночку, но и выстроил образ мужчины как более состоятельного кандидата на роль родителя. Восходящая тогда звезда Аль Пачино сыграл Айвэна Травальяна — выходца из армянской семьи, бродвейского драматурга и отца пятерых детей. Только один из них — его родной, остальные — дети жены Глории от прошлых браков, которая стабильно меняет мужей каждые два-три года. В какой-то момент приходит очередь Айвэна. Тогда Глория сбегает с новым любовником, а собственных сыновей и дочерей планирует разослать по биологическим отцам.
Айвэн в отличии от героя Теда Крамера не меняет образ жизни и с самого начала, несмотря на карьеру, успешно занимается домашним хозяйством. Семья — важнейшая часть его жизни, поэтому даже во время репетиций новой постановки его мысли заняты только ею. Для такого мужчины успех не способ удовлетворить эго, а шанс на лучшую жизнь для пятерых детей. В конечном итоге довольно негативный образ женщины здесь присутствует, только чтобы подчеркнуть: детям нужен любящий человек вне зависимости от его гендера.
Комик Стив Мартин за свою карьеру не раз играл порядочного главу семейства. В комедии Рона Ховарда его персонаж Гил Бекман сильно обеспокоен тем, какое место в жизни детей должен занимать отец. Родитель Гила Джеймс был «классическим» холодным и невнимательным отцом, для которого сын — это обуза или обязательство. В свою очередь, в его детстве, конечно же, тоже отсутствовало положительное мужское влияние. Поэтому Гил поклялся себе прервать порочный круг и стать идеальным отцом. К сожалению, скоро выясняется, что его старшему сыну Кевину из-за эмоциональных проблем необходимо перейти в школу для детей с особенностями развития. Эта новость выбивает Гила из колеи, и он начинает винить себя за случившееся.
Гил Бекман в своих стремлениях абсолютно соответствует нашему времени и становится передовым персонажем. Сложная ситуация с проблемами сына лишь это подчеркивает: в то время как для Джеймса, человека другой эпохи, эмоциональная нестабильность внука — очевидный признак слабости и женственности, Гил с пониманием и поддержкой относится к Кевину. Хотя он еще не до конца понимает, как правильно себя вести, но все же главную задачу для себя видит четко — низведение устаревших социальных ролей, по которым эмоциональная открытость и нежность остается за матерью.
Довольно редкий фильм с тяжелой судьбой, вышедший в 1994 году и только спустя годы появившийся на DVD. Режиссер Крис Мендес, имея за плечами операторские работы на площадках Кена Лоуча и Андрея Кончаловского, снял свою вторую картину о совсем нетрадиционной проблеме. Одинокий холостяк Грэм Холт (Уильям Херт) работает на почте в крошечном английском городке и ухаживает за больным отцом. Не представляя возможным завести собственных детей, Грэм решает усыновить трудного мальчика по имени Джеймс. И хотя закон не предусматривает никаких ограничений для холостых мужчин, на деле все выходит немного сложнее.
Грэм как мужчина прекрасно осознает всю важность отцовской любви, которой всю жизнь был обделен. Поэтому теперь он хочет помочь Джеймсу избежать схожих психологических проблем, найти место в жизни и забыть о его болезненном прошлом. И хотя другие герои картины всячески поддерживают Грэма, у зрителя все равно первоначально может возникнуть чувство отторжения. Так лишний раз можно осознать, насколько укоренились в нас некоторые гендерные стереотипы. Фильм «Второй лучший» рассказывает нам о том, что одинокий мужчина тоже может иметь ребенка, не вступая в длительные отношения.
В 2004 году независимый режиссер культовых картин «Клерки» и «Догма» Кевин Смит неожиданно решил снять романтическую комедию. До сих пор рассуждения о необходимости отцовского влияния чаще всего показывают через утрату матери. Так и в «Девушке из Джерси» любимый актер Смита Бен Аффлек сыграл овдовевшего мужа Оли Тринке. Из-за трагических событий он не справляется с престижной работой в Нью-Йорке и вместе с дочкой переезжает в Нью-Джерси к отцу (Джордж Карлин). Со временем Оли привыкает к новой работе разнорабочего, с радостью занимается воспитаем дочки и даже встречает обаятельную девушку Майю (Лив Тайлер) в местном видеосалоне. Однако этого ему кажется мало, и он продолжает ходить по собеседованиям, стараясь вернуть свою прежнюю роскошную жизнь.
Пожалуй, главное, что отличает «Девушку из Джерси» от подобных ей картин о вдовцах — рефлексия на тему успеха, якобы необходимого каждому нормальному мужчине. В действительности Оли стремится вернуться в Нью-Йорк не по собственному желанию, а из-за навязываемой обществом роли успешного карьериста, без которой невозможно достижение абсолютного счастья. Развязка фильма — недвусмысленное высказывание о токсичном культе успеха, распространенном среди мужчин во все времена.
В конце 1960-х Кэмерону Стюарту (Марк Руффало) диагностировали биполярное расстройство личности. Со временем его состояние ухудшается, и он теряет работу. Его госпитализируют в центр реабилитации, а жена Мэгги (Зои Салдана) из-за финансовых трудностей переезжает вместе с двумя дочерьми в надежде найти работу получше. Когда у нее появляется возможность получить образование в Колумбийском университете в Нью-Йорке, пара вместе принимает волевое решение: с детьми теперь будет жить Кэмерон. Пока Мэгги в другом городе зарабатывает деньги на семью, эмоционально нестабильный Кэмерон вынужден привыкать к новой роли «жены» и хранителя домашнего очага.
Несмотря на достаточное разнообразие фильмов, подрывающих гендерные стереотипы, Майя Форбс сняла один из немногих (если не единственный), в котором муж и жена с радостью выполняют прямо противоположные их гендеру семейные обязательства. И хотя речь идет о человеке с психическими расстройствами, болезнь Кэмерона становится лишь фоном, на котором легче увидеть, какой простой и легкой может быть смена традиционных супружеских ролей. Особого упоминания заслуживает то, как Кэмерон справляется с неодобрением родителей и двусмысленными комментариями соседей на этот счет.
Бен Кэш — идеальный отец. У него шестеро детей, и благодаря ему они изучают квантовую физику, знают несколько языков, читают Достоевского и способны выжить в любых условиях. Есть одно «но»: Бен (Вигго Мортенсен) воспитывает их вдали от цивилизации, в лесу. Семья Кэш придерживается радикально-левых политических взглядов, ненавидит капитализм и американский уклад жизни, а вместо Рождества празднует день рождения Наома Хомского. После того, как жена Бена Лесли кончает жизнь самоубийством, он вместе с детьми отправляется к ее родителям на похороны.
Фигура Бена, безусловно, гротескный пример того, как мужчина в одиночку вполне способен заботиться о детях, окончательно размывая деление на роли отца и матери. И хотя отлучение от социума — явный промах Бена, такому отцовскому участию в духовном и умственном развитии детей позавидовали бы многие семьи. В отличие от многих современных мужчин, ограждающих себя от детей с помощью других институтов социализации, Бен сам ограждает их от вражеского общества.
Другие истории
Подборка Buro 24/7