Ранний Цой, Ирина Старшенбаум, камео группы Shortparis и другие поводы купить билет на «Лето»
Завтра, 7 июня, в прокат выходит фильм Кирилла Серебренникова «Лето», рассказывающий о знакомстве культовых музыкантов советского рок-андеграунда Майка Науменко и Виктора Цоя. Это одна из самых ожидаемых премьер года, ленту взяли в основной конкурс Каннского кинофестиваля и вручили там приз за лучший саундтрек, а в субботу, 2 июня, показом «Лета» открылся один из главных российских кинофестивалей «Кинотавр». Интерес к фильму дополнительно подогрел арест режиссера и суд над ним, что также делает «Лето» сложным для критики: непросто публично придираться к работе режиссера, которого вообще-то хочется поддержать. Вопросы к картине действительно есть, но все же это авторское кино уровня, который, к сожалению, пока редко встречается в России. Мы решили рассмотреть самые удачные стороны нового фильма Серебренникова, ради которых вам все же стоит сходить на него в кино.
«Лето» — вероятно, самый обсуждаемый фильм этого года. О нем начали активно говорить еще на стадии производства: во-первых, он о Цое — культовой фигуре советского рок-андеграунда, погибшей в 28 лет, и в память о ней сотни метров стен были исписаны фразой «Цой жив»; во-вторых, это картина Кирилла Серебренникова, и еще во время съемок его отправили под домашний арест по делу «Седьмой студии», так что заканчивать ленту Серебренникову пришлось, сидя дома. Новость о том, что роль другой культовой фигуры советского рока Майка Науменко сыграет Роман Билык, он же Рома Зверь из группы «Звери», восхитила поклонников Билыка и возмутила ненавистников его поп-рок-группы. Далее была премьера на Каннском кинофестивале, где фильм участвовал в основном конкурсе, и «Золотая пальмовая ветвь» за лучший саундтрек досталась тому самому Роме Зверю. В минувшие выходные «Лето» открыл один из самых важных российских кинофестивалей «Кинотавр» и вызвал новый шквал обсуждений в Сочи и в интернете. При таком резонансе стоит сходить в кино и составить свое мнение, чтобы не отставать от обсуждений и понимать, о чем речь.
Можно сколько угодно задаваться вопросом, зачем вообще этому фильму такое количество музыкальных номеров, где актеры разыгрывают сценки под песни западных кумиров главных героев (чтобы показать, что персонажи живут песнями иностранных коллег больше, чем своими, что ли?), но, когда вступает музыка собственно Цоя и Науменко, сразу вспоминаешь о той особой энергетике, которая была в их песнях. Это, бесспорно, сильная сторона картины.
Ирина Старшенбаум играет в «Лете» жену Майка Науменко Наташу, у которой случается влюбленность в Виктора Цоя. Это совершенно точно лучшая актерская работа картины, и в некоторых сценах, а особенно в финале, Старшенбаум просто невероятна. Она играет свою героиню очень естественно, смотрится на экране органично, красиво двигается и умеет передать все внутренние метания Наташи одними глазами.
Мы все зря переживали: Рома Зверь отлично справился с ролью Науменко. Однако пока не понятно, дело тут в актерских способностях или случайности, точном попадании кастинга, в результате которого выбрали человека, и в жизни похожего на этого персонажа. В любом случае фильм только выиграл от присутствия в нем Ромы Зверя.
Петербургская группа Shortparis — одно из самых интересных явлений русской музыки прямо сейчас (да и раньше, просто только теперь о них стали писать массово). Артистичные и изобретательные участники коллектива постоянно удивляют аудиторию ураганными концертами, иногда больше похожими на перформансы, и внимательно относятся к визуальной составляющей своего творчества, что создает еще более насыщенное впечатление от их музыки. Кирилл Серебренников пригласил Shortparis поучаствовать в своем фильме, и в «Лете» есть совершенно гипнотический момент с группой, который музыкально и эмоционально очень выделяется во всем фильме, но смотрится к месту, потому что идеально совпадает с моментом сюжета.
В «Лете», конечно, нет полного портрета эпохи СССР 1980-х, есть только ее фрагмент, относящийся к музыкальной сцене того периода. Власти пошли на легализацию рок-андеграунда, открыв Ленинградский рок-клуб, но все равно ограничивали свободу на концертах и пытались цензурировать песни. Это в фильме передано достаточно внятно, чтобы понять настроения музыкантов того времени. Плюс к этому жизнь в коммуналке и агрессивное отношение к инаковости.
Как бы предсказуемо это ни звучало, но «Лето» — очень летний фильм, и сейчас самое время его посмотреть. Все эти сцены на пляже, поездки в электричке, квартирники и прогулки под дождем напоминают о том, что нас ждет в ближайшие три месяца.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7