15.02.19
Двести женщин в красных робах и белых чепцах встали у вашингтонского мемориала Линкольну. Это сейчас мы знаем, что прошлой зимой в Вашингтоне снимали третий сезон «Рассказа служанки», но четыре месяца назад в твиттере вполне серьезно спрашивали, а действительно ли это были съемки, а не политическая акция? Красное платье из сериала подхватило феминистское движение по всему миру — BURO. объясняет, как это произошло.
История костюма
«Рассказ служанки» — роман-антиутопия Маргарет Этвуд, опубликованный без малого 35 лет назад. В 1990 году по нему сняли фильм с Наташей Ричардсон в главной роли, но настоящая популярность к этой истории пришла с релизом первого сезона сериала весной 2017 года. Уже осенью сериальный сервис Hulu получил за него «Эмми» в номинации «Лучший драматический сериал», обскакав «Карточный домик», «Очень странные дела», «Корону» и другие популярные сериалы.
Сюжет сериала мало чем отличается от книги. Христианские фундаменталисты «Сыны Иакова» захватили власть в США и уничтожили всех несогласных, а на осколках старого государства построили новое — Республику Галаад. Традиционные ценности под соусом фанатичного христианства — вот новый моральный кодекс экстремистского режима. Фундаменталисты лечат планету от «чумы бесплодия», охватившей человечество по неизвестным причинам. Чтобы поднять рождаемость, они создают касту служанок. Их судьба незавидна: бедные женщины превращаются в утробы на ножках и вынашивают детей галаадским лидерам и их бесплодным женам. Неизменные атрибуты каждой служанки — длинное красное платье и белые крылышки на голове.
Над костюмами в сериальной экранизации трудилась американка Эн Крэбтри. Прежде она работала над «Кланом Сопрано» и «Правосудием», но теперь Крэбтри «Рассказ служанки» совмещает с «Миром Дикого Запада». Художнице повезло, потому что униформу служанок описала сама Этвуд: писательница хотела, чтобы их костюмы походили на наряды амишей и пуритан XVII века. Элементы их одежды Крэбтри встроила в костюмы, но при этом художница сознательно отказывается от пышных и драматичных нарядов из прошлого. Она хотела показать, что антиутопия Этвуд — не такая уж и фантазия, поэтому сделала алые робы современными настолько, насколько возможно. «Платья получились на стыке девяностых и нулевых. Мне было важно создать что-то, что говорило бы на языке Галаада сегодня», — говорит она в интервью Atlanta Magazine.
«
Я немного испугалась, потому что красный — очень сложный цвет с точки зрения кино».
Работая над костюмами, Крэбтри столкнулась с еще одной проблемой: ей нужно было выбрать правильный оттенок красного. «Я немного испугалась, потому что красный — очень сложный цвет с точки зрения кино», — рассказывает она Variety. В начале Крэбтри решила, что нашла идеальный цвет листьях побагровевшего клена, но потом передумала: цвет артериальной крови — вот что смотрится действительно эффектно в мрачных декорациях Галаада. «К тому же он подходит всем оттенкам кожи», — заметила художница.
Белые крылышки — головной убор служанок — Маргарет Этвуд впервые увидела на голове голландской хозяйки в жутковатой рекламе чистящего средства Old Dutch Cleanser. Писательница перенесла головной убор в Галаад, где белый чепец стал символом республики. Этому чепцу в романе и, соответственно, в сериале отводится конкретная роль: крылышки закрывают лицо служанок от окружающих. А еще они позволяют женщинам смотреть только вперед: чем меньше они видят на ежедневных прогулках до магазина, тем лучше.
Сперва создатели сериала хотели покрыть головы служанок платками, как в фильме 1990 года. Но все же обратились к крылышкам Этвуд-Крэбтри, сшитым из белого льна, которые заставляли служанок «двигаться по-другому». «Это касается не только их ходьбы, — рассказала художница на открытии выставки костюмов из сериала в Смитсоновском институте. — Они иначе двигают головой, иначе общаются, иначе слушают». Наконец, «крылышки» — попросту эффектный образ; то, о чем мечтают и за что борются все кинохудожники.
История протестов
Выразительные костюмы быстро перекочевали в реальную жизнь. Впервые женщины вышли на улицы в красных робах и белых крылышках еще до выхода первой серии — на митинг против антиабортного закона в Техасе в конце марта 2017-го. Чуть позже они пришли на заседание одной из палат техасского сената, где не обронили ни слова: красные платья и белые чепцы говорили громче. Примечательно, что в короткой заметке на CNN ее автор пишет об «использовании романа тридцатилетней давности в качестве протеста», но не особенно фокусируется на требованиях «служанок». Что, впрочем, не так и важно: красное платье сразу стало сильным заявлением.
«
Женщины сами заслужили подобное отношение. Мне не стыдно использовать их».
Через шесть недель почти одновременно с выходом первого сезона, алые платья надели участницы протеста в Миссури. Их повестка не отличалась от требований техасских соратниц: женщины выступили против запрета на аборт для тех, у кого нет страховки. Примерно в то же время The Daily Beast рассказал историю политика из Нью-Гэмпшира Роберта Фишера. Республиканец создал в Reddit мизогинную группу The Red Pill, участниками которой стали 200 тысяч человек. В комментариях Фишер не раз высказывался о женской недалекости, но больше всего от политика доставалось активным феминисткам. Фишер утверждал, что феминистки разрушают традиционные ценности — брак и семью. Чтобы победить феминизм, The Red Pill учил мужчин «сексуальной тактике»: из записей политика можно было узнать, как одному мужчине завести сексуальные связи с несколькими женщинами или даже организовать собственный гарем. «Женщины сами заслужили подобное отношение. Мне не стыдно использовать их», — утверждал он в комментариях.
Когда об одиозном политике узнали те самые феминистки, активистка из Нью-Гэмпшира Эмили Морган устроила акцию протеста, все участницы которой, разумеется, надели красные робы. Еще она запустила сайт Handmaid Coalition, чтобы остановить превращение антиутопии Этвуд в реальность. На сайте опубликовано пособие The Handmaid's Guide, из которого каждая сможет узнать, как самостоятельно сшить наряд служанки: все, что потребуется, — кусок красной ткани, портновский метр, ножницы и немного энтузиазма.
Удивительный парадокс сегодняшней Америки: чем больше выходило серий «Рассказа служанки», тем чаще красные робы мелькали в ленте новостей. Уже летом 2017-го по США прокатилась волна протестов: женщины в красном выходили на манифестации в Иллинойсе, Мичигане, Огайо и в других американских штатах. Тогда же популярность униформы стала международной: хорватки с помощью нарядов служанок требовали принять закон против домашнего насилия, аргентинки выступали против запрета абортов, а польки вышли бастовать против визита Дональда Трампа — предводителя американских пролайферов. В Ирландии в сентябре 2017 года женщины в платьях требовали снять запрет на аборты — и победили: в 2018 году, после референдума, католическая страна разрешила женщинам распоряжаться своим телом.
В сентябре 2018-го американки вновь надели красные платья. На этот раз наряд служанок стал символом выступлений против Бретта Кавано, судьи из штата Колумбия. Профессор психологии Кристин Форд рассказала о сексуальных домогательствах и попытке изнасилования в начале 80-х годов, когда ему было 17, а ей 15. Тогда же аналогичные обвинения выдвинули еще две женщины, что, впрочем, не помещало утвердить Кавано в должности судьи Верховного суда. За высокопоставленного юриста тогда заступился сам Трамп, который сказал, что Форд «...скорее всего, с кем-то перепутала Кавано». .
Ярко, удобно и запоминается
В нулевые главными символами женского протеста были балаклавы Pussy Riot и нагота участниц украинской группы Femen, чьи методы наследовали традиции бунтарского арт-феминизма и панка 1980-х.
В 2010-е на смену им пришли красные платья и белые чепцы, чью популярность как символа борьбы женщин с конфискацией их тел государством объясняет сама Маргарет Этвуд в беседе с The Guardian: «Красное платье использовалось не только на митингах, но и на плакатах, изображавших отношения Трампа и Путина, где именно Трамп был служанкой, — говорит она. — Этот образ женщины могут использовать в публичных местах и возле законодательных органов, не боясь быть арестованными за хулиганство или оскорбление власти наготой. При этом каждый, кто видит женщин в красном, знает, что они имеют в виду — хоть в Ирландии, хоть в Аргентине, хоть в Аризоне».
Эмили Морган, основательница Handmaid Coalition, добавляет, что костюмы служанок — исключительно удобная одежда для публичных выступлений. Белые крылышки закрывают лицо протестующих, а красный цвет помогает создать единый образ — в том числе и для мужчин, которые нередко решаются поддержать женщин в их выступлениях.
«
Эти женщины собрались вместе, чтобы изменить свои жизни».
Художница по костюмам Эн Крэбтри рада, что платья из «Рассказа служанки» стали символом сопротивления по всему мира. «Я смотрела на фотографии этих женщин в твиттере и думала: черт возьми, ведь это сделала я! Я сделала это! — говорит она. — Эти женщины собрались вместе, чтобы изменить свои жизни. Не думаю, что в моей карьере было что-то важнее, хотя этот факт уже за пределами моей карьеры». Художница признается, что, разглядывая фотографии с протестов в Техасе, не могла сдвинуться с места, потому что рыдала от счастья.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7